К началу

Лев Чиворепла

БЕССМЕРТИЕ

 

В статье рассматриваются некоторые вопросы, относящиеся к феномену бессмертия. Под бессмертием понимается "жизнь после жизни" в предположении, что после смерти человека его "душа переселяется" в иной мир. Речь идет только о теоретической стороне этой проблемы, и не о каких наблюдениях и опытах не говорится. В основу статьи положен материал книги "ОБРАЗЫ СУЩЕГО".. В книге присутствует религиозный элемент, обусловленный этическим содержанием  описания основ мироздания, но в статье я его избегаю, обращая внимание на логические моменты рассматриваемой темы.

Обсуждение данной темы должно стремиться дать ответ на три вопроса:

Что такое иной мир?

Что такое "душа"?

Что такое бессмертие?

 

Первый вопрос является главным; он частично содержит ответ на второй. По сути, он заставляет нас задуматься и о нашем мире. Например, в поиске ответа на вопрос, "что есть пространство-время иного мира?", нам следует понять, что есть пространство-время вообще? Если миров несколько и они наполнены жизнью, мы должны увидеть их общую природу и понять принципиальное различие.

Не совсем наивным становится вопрос: является ли наблюдаемое пространство-время первичным фактором нашего мира? Может быть, оно виртуально? Для того, чтобы разобраться в этом, я отсылаю читателя к своей книге - к теории живого универсума (вторая часть трактата). Там описан вариант модели представления объектов и пространства-времени нашего мира. Эта модель дуалистическая, а в дуализме наблюдаемый мир неизбежно виртуален. Концепция виртуальности наблюдаемых сущностей более свободна в выборе теоретических обобщений. Она возникает на базе мировоззрения, признающего первичность мирового сознания.  Модель, скорее, кибернетическая.

 

Различие миров проявляется в различии свойств их субстанции. Если нам удастся понять это различие, мы приблизимся к ответу на вопрос "что такое душа?" Ибо "душа" оказывается объектом иного мира.

К этой теме примыкает тема сложности (сложности в математическом понимании) и сознания. Только с сохранением сознания можно ассоциировать бессмертие, и сознание, таким образом, является предметом темы бессмертия. Какую же сложность может иметь сознание? Только бесконечную. Бесконечность обладает замечательными свойствами, позволяющими объяснить размножение и воспроизведение сознания, т.е. объяснить то, без чего жизнь разума в принципе невозможна. Вероятно, правильно исходить из убеждения, что сложность мира бесконечна.

 

Итак, с переходом в иной мир должно сохраняться сознание и, возможно, другие атрибуты разумной жизни. Но достаточно ли это для бессмертия? Мне представляется, что есть особенно важный атрибут, без которого говорить о бессмертии невозможно, - так называемое "самоузнавание". "Душа" переходит в новый мир, но в ней, в самом индивиде, происходят изменения. Почему и каким образом "душа" ощущает себя продолжением некоторой предшествующей особи?

Если переход сопряжен с появлением новой плоти, с увеличением массы тела и разнообразия новых ощущений, прошлое быстро забывается, и переход нельзя назвать продолжением жизни. Наверно, это относится к рождению и становлению человеческой особи. Наоборот, переход "души" в новый мир, по-видимому не сопровождается выращиванием новых компонент тела, исчезают грубые и высвобождаются более тонкие моменты в памяти и в переживаниях. События прежней жизни индивид воспринимает в новом свете, находя иное их представление. Здесь он узнает себя, свою жизнь, свое окружение, и это дает ему основание для идентификации старого в новом.

Таким образом, переход, утончающий плоть особи, переживается, как продолжение в бессмертии, а в обратной последовательности не воспринимается как бессмертие.

 

Выше я пользовался понятием "разумность". В первом приближении разумность можно определить как способность объекта понять, что он делает. Это определение недостаточное, но интуитивно близкое к тому, что хотелось бы выразить. Свойство понимания само неопределенно. Но мы можем опереться на феномен смысла и сказать, что понимание (следовательно, разумность) содержит способность оперировать смыслами. Бессмертие должно в памяти "души" сохранять смысловой багаж человека. И это не зависит от характера изменений плоти. Со смыслом сопряжены этические проблемы жизни и смерти. Только разумное существо совершает поступки, и этика - главный фактор, влияющий на все процессы мира.

 

Литература

Чиворепла Лев. Образы сущего. Издание 5-е. -М.: КМК, 2009. - с.333.

 

Статья написана в августе 2013 года. Дата последней коррекции: 31.08.13