К началу

 

8.8 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Клан

Обменное взаимодействие

Физический вакуум

Пример взаимодействия

Заключение

 

8.8.1 Введение

Читатель, знакомый с физикой, вправе упрекнуть меня в том, что я в своих моделях не опираюсь на математику. Я напомню, что излагаемая в трактате концепция мироустройства является дуалистической. Математика - необходимый инструмент описания материальных процессов наблюдаемого мира. Но трактат, в основном, касается явлений трансцендентного мира, где продуктивный формализм вряд ли возможен. Углубляясь в метафизику, мы удаляемся от физики расчетной, приближаясь к реальности, которую полагаем исходной.

 

Обращаю внимание на то, что в трактате различаются понятия "миграция" и "движение" (8.2.11). Миграция определяется как смена культурной среды; она не меняет положение (мигрирующего) в пространстве и осуществляется, как мгновенный переучет принадлежности к культурной среде. Движение же монады осуществляется, как смена местоположения без изменения принадлежности к культурной среде. Я также пользуюсь понятием "перемещение", которое, в зависимости от контекста, означает миграцию или движение. (См. также 8.6.8.)

 

8.8.2 Клан

По-видимому, все основные виды физических взаимодействий (вероятно, кроме гравитационного) сопровождаются обменом микролей кланами субмикролей.

Клан - часть членов среды, мигрирующая в другую среду. Миграция кланом позволяет индивидам перемещаться "вместе с родными и близкими" - целыми группами, семействами. Клан можно уподобить коллективу пассажиров большого транспорта. Коллектив этот "светского" характера, в него могут входить представители разных общин одной культурной среды субмикролей.  Обмен кланами протекает наряду с одиночным обменом субмикролями.

В подразделе 8.6.13."Клановый консерватизм" говорилось о необходимости близости интегральных характеристик пунктов (общин) обмена  кланами. Однако каждой общине соответствует своя интегральная характеристика (см. 8.7.5). Если клан содержит представителей нескольких общин, то условие близости должно соблюдаться для многих общин (в зависимости от состава субмикролей), что усложняет реализацию обмена.

Сравнение клана с транспортом не совсем корректно. Транспорт некоторое время пребывает вне пунктов перемещения. Клан же в течение всего времени своего существования целиком погружен в тот или иной микроль, ибо субмикроли не могут существовать вне микроля. А миграция клана (переход всех субмикролей его из одной среды в другую) происходит мгновенно.

Замечание

Обмена одиночными субмикролями не требует близкого расположения частиц (равенства интегральных характеристик) в пространстве нашего мира, если в обмене участвуют микроли, содержащие рассредоточенные среды субмикролей.

 

8.8.3 Обменное взаимодействие

Рассмотрим среду микролей, взаимодействие между которыми осуществляется путем обмена субмикролями.

Квантовые эффекты микромира обусловлены свойством насыщенности текстов (8.4.4), которое означает, что при изменении состава текста внимание к нему меняется дискретно, порциями. Этот факт играет важную роль в обменных процессах. Всякий обмен, так или иначе, изменяет состав субмикролей в микролях, но не всякий обмен производит изменение состава насыщенных текстов и, соответственно, - внимания (импульса).

Во взаимодействии микролей совокупное внимание членов среды (микролей к микролям) остается неизменным. Этот фактор обеспечивает постоянство энергии среды микролей.

В сохранении совокупного импульса среды микролей играют роль два фактора: (1) "направленность" текстов-мотивов (8.5.4) и (2) относительное постоянство множества всех субмикролей в составе микролей среды, - множества, образующего "обменный материал" среды. Варьируя распределение субмикролей между микролями, среда может менять состав насыщенных общих (8.4.6) текстов-мотивов микролей. Но постоянство "обменного материала" обуславливает стабильность усредненного значения импульса среды микролей.

В среде микролей обмен субмикролями, вероятно, регулируется правилом "разрешения", которое заключается в том, что дискретное изменение состава насыщенных текстов взаимодействующих объектов  должно непременно происходить одновременно, синхронно,  так, чтобы оставалось неизменным суммарное внимание к насыщенным текстам множества микролей среды. Это относится и к обмену одиночными субмикролями, и к процессам образования и переноса клана. В частности, если в результате обмена в одном микроле насыщенный текст исчезает, то необходимо, чтобы в другом микроле он появился. Правило "разрешения" в среде обуславливает постоянство соответствия числа насыщенных текстов  числу источников внимания.

 

8.8.4 Физический вакуум

В обменных процессах состав субмикролей в микроле постоянно меняется, и вместе с этим меняется общий текст-мотив микроля (8.4.6). Часть его обретает состояние насыщения, часть, наоборот, теряет это состояние. В жизни микроля возникают периоды, когда он остается, вообще, без насыщенных сумм и оказывается элементом физического вакуума (8.6.10).

Итак:

 

8.8.5 Пример взаимодействия

Данный пример взаимодействия частиц-микролей является демонстрацией следующих принципов метафизики живого универсума:

В примере рассматривается взаимодействие двух микролей X и Y. На схеме сплошной и штриховой линией изображены их траектории. Траектория того же Y, дважды пребывающего в "вакуумном" состоянии, изображена двумя штрихпунктирными линиями. "Вакуумная" частица обозначена буквой Yυ. Ось времени направлена вертикально вверх, ось пространства - горизонтально. Взаимодействие частиц осуществляется в точках t1 и t2. В точке t1 происходит "испускание" частицы Y, в точке t2 - "поглощение" ее. (Я использую кавычки, потому что реально испускания и поглощения микролей не бывает. Имеет место обмен субмикролями и изменение состава текстов.)

Рядом с обозначением частиц-микролей в круглых скобках дается описание текстов (субмикролей) в составе микроля. Тексты изображаются буквами ai, bi. Для простоты, я оперирую текстами-комментариями двух разных идей:  ai - это тексты описания одной идеи,  bi - тексты описания другой. Буква ai означает не просто текст, а некоторое множество элементарных текстов, названное полусуммой. Все эти полусуммы не насыщенные, но две таких полусуммы могут образовывать насыщенную сумму текстов. Такие пары я заключил в квадратные скобки; в частности, [a1, a2],  [a1, a3], [b1, b2] - насыщенные суммы.

Описание миграций:

Миграция клана осуществляет перенос одной полусуммы.

Клановый обмен совершается, в основном, между близко расположенными микролями (8.6.13). Для того, чтобы все указанные миграции состоялись, необходимо выполнение условий:

  1. В точке t1 интегральные характеристики X и "вакуумного" Y (почти) совпадают.
  2. Необходимо, чтобы полусумма a1 и полусумма a3 вместе образовывали насыщенное множество текстов.

Замечание

Вместо полусумм можно рассматривать более мелкие части насыщенных текстов, т.е. оперировать, например, обозначениями микролей: e([a1, a2, a3], [b1, b2, b3]), γυ(a4, a5), но это ничего не изменит по существу.

 

8.9 Заключение к главе "Генезис материи"

Я прикоснулся к очень малому числу проблем физики. Из многих параметров, которыми характеризуются элементарные частицы, были рассмотрены лишь масса, импульс, энергия. Они имеют реальную основу в жизненных процессах микромира. Однако разнообразие жизни значительно превосходит разнообразие свойств и классификаций частиц, и я убежден, что, со временем, им будет дано метафизическое объяснение.  

Наше мышление устроено так, что ему проще оперировать в материи холодными схемами, нежели этическими сюжетами. Мы себя тренируем в долгой учебе, загоняя непослушный рассудок в стены рациональной логики, и после этого, действительно, становится проще - сказывается натренированность. Между тем, этическое мышление естественно, но трудно переварить, переработать все, накопленное рациональным методом, с тем, чтобы направить его в русло этической парадигмы. Мы живем в мире устремленной самости, потому что это мир воли. Бог не знает физики, ее знает человек. Без познания материи человеку не обойтись, как не обойтись без болезней. Но познание должно быть этически поучительным, и тогда "болезни" переносятся легче.

Попытка выстроить метафизический образ материального мира имеет свою цель и оправдание. Она продиктована желанием дать правдивое объяснение явлений физики, - объяснение, согласованное с мировоззрением автора, основанное на представлении о разумном мировом универсуме. Попытка может считаться удачной, если содержит целостное, самосогласованное описание, не противоречащее основным положениям науки.

Но какое бы расстояние я ни прошел по своей тропе, все равно уткнусь в необходимость написать слова извинения за кажущуюся сложность материала. Вероятно, полезный численный результат укрепил бы доверие к доктрине, но ничего не изменил бы по существу - для духовной цели он бесполезен. Трансцендентное остается в области веры. И даже абсолютная убежденность в бытии иного мира не избавит от необходимости постоянной инициации и "подпитки" веры, не избавит от беспокойства и сомнений. Ибо будни наши реальны, желания материальны. Но опыт размышлений, откровений - все говорит о бытии этической реальности.

Творческий процесс человека мистичен, хотя цели его, по большей части, практические. Никто не знает, как он протекает, невозможно войти в мастерскую автора, увидеть его фантазии, переживания, ассоциации. Всегда ли творчество на ниве физики и математики  подчинено практике? Что двигало мысль таких корифеев, как Паскаль, Лейбниц, Галилей, Ньютон, Коперник, Кеплер и др.? Ведь они были убеждены, что мир создан Богом, что служение науке - есть высшее служение, и раскрытие красоты Замысла способствует укреплению веры, нравственности. Тем не менее, мы идем их путем, не боясь в чьих-то глазах оказаться наивными. Однако отличие все же есть: Мы не верим, что наука раскроет тайну Замысла, но мы верим в возможность раскрытия тайны предмета науки (тайну материи). Нас с ними объединяет вера в разум, в его способность распознать Истину.

Я прошу Бога всегда лишь об одном - чтобы близкие были здоровыми - это и только это я прошу. Вероятно, раскрытие тайн физики могло бы служить оправданием труда и самой жизни автора. Но нет более сильного оправдания действий человека, чем любовь. К сожалению, именно тогда, когда человек начинает что-то уметь, он начинает удаляться от понимания первопричин процессов и явлений.

Однако я вижу важный (именно) практический результат своей работы - познание и духовный опыт, которыми, я пытаюсь поделиться со своим читателем. Я рад, что смог посмотреть на  проблемы физики с точки зрения этики, вновь пережить и осознать суету страстей, коллизии нравственных отношений.

 

Конец главы

Переход к следующей главе

 

 

 

К началу

 

Дата последней коррекции страницы: 02.09.17