К началу

 

10.3 НАШ МИР

Введение

Вещество

Клетка

Пол физический

Об эволюции

Главная среда Земли

Неразумные виды

Супервизор и отказник

О продолжении жизни

Память и продолжение жизни

Причины перехода из одного мира в другой

Уход в средний мир

Где мы оказались и окажемся

Компактность общин

Макроуровень

Сгущение

Растения

Апокалипсис

Циклы мира

Заключение к разделу "Наш мир"

 

10.3.1 Введение

Согласно определению, данному в подразделе 10.1.2 "Ресурсная точка", наш мир - это мир личностей, в котором опорный уровень - уровень микролей. Микроль представлен частицей, лицо - частью клетки (в клетке два лица), личность - организмом. "Физическая точка" нашего мира - элементарная частица.

Наш мир охватывает всю вселенную, но когда мы говорим об обитании в нем, то понимаем, что обитание это возможно лишь в биологическом теле, - в основном, посредством "космического корабля", называемого Земля. Однако, у нас нет оснований считать, что так было и будет всегда. Есть вероятность, что Земля - не единственное место, в котором сейчас или раньше оказалось возможным полноценное обитание в нашем мире.

Наш мир предоставляет инструменты деятельности и общения. Простой пример: человек может считать в уме, но легче это делать с карандашом и бумагой. Мы видим вещество и можем на него воздействовать - это наше преимущество. Мы телесно воплощены в структуры материального ресурса двух уровней (частицы, клетки), и тело наше использует удвоенную сложность культурной среды разума микромира. Мы оснащены мощным мозговым аппаратом, связывающим мышление с чуткими органами физического взаимодействия. Все это бледно представлено в среднем мире. И совсем этого нет в тонком мире, поэтому он, если можно так выразиться, мир телепатии, а не физики. Зато там не надо думать о физическом здоровье.

Последнее является главной заботой нашего мира. Он сочетает максимум своего преимущества с максимумом своих бед, высочайшую радость любви с ужасом и страхом смерти.

В данном разделе наш мир описывается в терминах теории живого универсума.

 

10.3.2 Вещество

Вещество нашего мира появилось в результате "грехопадения" микролей (8.3). Элементарная частица суть представление микроля, возникшее вместе с динамическими параметрами его (см. 8.5.6). Говоря о веществе, мы должны различать (1) наблюдаемость его в мезоуровне и (2) формальное вхождение в состав организма мезоуровня (10.1.6).

Физические частицы наблюдаются только в нашем мире - мы видим вселенную, наполненную веществом. Однако лишь ничтожно малая часть вещества образует организмы нашего мира. Подавляющая часть его формально входит в состав организмов других миров, хотя фактически в них (в мирах) не наблюдается, ибо там иной опорный уровень (10.1.2). Если частица не принадлежит клеткам организма нашего мира (а принадлежит, например, стулу), она формально (10.1.6) принадлежит организму среднего или тонкого мира.

Итак, организмы нашего мира содержат ничтожно малую часть наблюдаемого физического вещества (частиц) вселенной. Чуть большая доля частиц формально принадлежит организмам среднего мира. Основная же часть множества частиц формально принадлежит организмам личностей тонкого мира. Но есть микроли, не проявленные в частицах (грешные не помеченные или безгрешные), и Мировой Ресурс на уровне микролей, в основном, принадлежит идеальному миру.

Объяснение

Вот передо мной тетрадь. В ней много частиц вещества, и каждая частица является представлением (8.5.8) микроля. Всякий микроль пребывает в составе какого-то лица, а лицо - в составе личности. Частицы, этих личностей, рассредоточены по вселенной, но по несколько частиц от каждой личности может пребывать в составе тетради, хаотично перемешанные в ней. Можно сказать, тетрадь является неполным представлением личностей среднего и тонкого миров. Это же относится ко всем косным телам нашего мира.

В отличие от тетради, биологическая клетка представлена частицами по-другому. Большинство микролей двух лиц представлены частицами, пребывающими в клетке. Такое представление обусловлено свойством компактности лиц (8.6.11).

Однако личности среднего мира не наблюдают и не ощущают свое представительство в составе тетради (и всех тел), так как их элементом опорного уровня является не микроль, а лицо (с-частица). А личности тонкого мира не наблюдают ни частиц, ни с-частиц. Им не видны физические объекты нашего и среднего миров. Поэтому я говорю, что частицы лишь формально принадлежат организмам этих миров.

 

10.3.3 Клетка

В излагаемой доктрине нет проблемы возникновения клетки, как продукта спонтанного усложнения.  Предполагается, что клетка существует на базе культурной среды микролей (9.2."Живая клетка").

Все популярные гипотезы зарождения клетки исходят из того, что она впервые появилась где-то во вселенной, а затем размножилась и распространилась. Если бы она возникла во многих местах, то скорее всего конструкция ее имела бы ряд радикально отличимых вариантов. Но этого, кажется, нет. И тогда нужно объяснить единственность места появления ее в грандиозной вселенной (или даже в пределах Земли). Мне это объяснение не требуется, так как клеточная сложность всегда и повсеместно представлена структурами культурной среды микролей. Она, действительно, могла проявить (и проявляет) себя независимо во многих местах. Ее универсализм обусловлен универсальностью популяции микролей.

 

10.3.4 Пол физический

Физический пол имеют многие существа, обладающие физическим телом. Физический пол является представлением метафизического пола (8.3.8) и играет важную роль в процессе воспроизведения живых организмов. Но собственно женское и мужское начала связаны именно с метафизическим полом. Телесная любовь имеет самоценное значение. Когда некоторые говорят, что цель половой связи - только зачатье, они далеки от истины.

Сексуальные отношения порой являются важным стимулом существования. Я не могу согласиться с отрицательной квалификацией их, данной многими. Если секс совершается по обоюдному согласию влюбленных (без ущерба для окружающих), его нельзя считать греховным. Сексуальные отношения - это неизбежное следствие наличия физического тела у обитателей нашего и среднего миров. Греховен не сам секс, а чрезмерная увлеченность и негативные переживания, с ним связанные.

Иногда секс называют "занятием любовью". Но любовь - это духовное состояние.

 

10.3.5 Об эволюции

Эволюция земной жизни представляется приблизительно так:

На вопрос "Что такое человек?" мой ответ таков: человек - это современный субъект симбиоза в составе личности, имеющий бикомпактный (9.2.4) организм нашего мира.

 

10.3.6 Главная среда Земли

Земля находится в регионах многих культурных сред мезоуровня, и разумный вид, по идее, входит в состав общин разных сред. Получается так, что люди на Земле изначально были разделены своей принадлежностью к разным культурным средам и общинам (разным супервизорам и отказникам) - например, по причине разделения суши на континенты. Причем, некоторые общины могли быть "избранными" в своих средах.

Как личности мы существуем с начала времени слоя, но созданы в разных культурных средах. Однако личности и их члены симбиоза не могут общаться (обмениваться лицами), находясь в разных культурных средах, и скорее всего потребность тесного взаимодействия заставила индивидов осуществить миграции с изменением среды постоянного пребывания. Видимо, были периоды в истории, когда между средами Земли протекали интенсивные массовые перемещения личностей, и продолжались они до тех пор, пока процессы взаимодействия не достигли устойчивого состояния минимума миграций.

Я придерживаюсь точки зрения, согласно которой разумная земная жизнь в настоящее время протекает, в основном, внутри одной культурной среды личностей. Эту среду я назвал главной средой Земли. Но Земля находится в регионах многих культурных сред мезоуровня, и разумный вид входит в состав общин этих многих сред - личности имеет представителей всех трех миров обитания. посредованная" связь (см. 8.8.3), с некоторой вероятностью, реализует обмен лицами между личностями главной среды и личностями других сред.

Вероятно, за время слоя на Земле сменилось много "главных сред".

 

10.3.7 Неразумные виды

Неразумные виды жизни представлены популяциями флоры и фауны. Они являются членами симбиозов (8.7.4) в составе личностей и могут обитать в разных мирах (не обязательно там, где субъект симбиоза). Совокупности неразумных особей не образуют общины, но организмы особей опираются на общины лиц. Возможны два варианта: (1) община лиц является основой одной особи, (2) община лиц является основой многих особей. Всё зависит от характера реализации компактности множества лиц (9.2.4). В первом варианте община лиц - это одно компактное множество, представленное в нашем мире одним существом. Во втором - община лиц распадается на ряд независимых компактных (в среднем мире) подмножеств, каждое из которых представлено в нашем мире отдельным существом.

Например, особь муравья скорее всего базируется на подмножестве лиц общины, а все такие подмножества образуют муравейник. Т.е. общине соответствует не отдельная особь "муравей", а весь муравейник. То же, вероятно, можно сказать, например, о многих видах насекомых, растений, микроорганизмов. Размножение таких особей имеет свои особенности.

Появление субъектов симбиозов в нашем мире возможно только при избрании особей, представленных первым вариантом.

 

Возникает вопрос: Как сосуществуют особи одного симбиоза, в частности, - субъекта и стада? Они живут в одной культурной среде, но не обязательно в одном мире обитания. Какие отношения складываются между ними? Человек, например, ест мясо, убивает животных, но может ли быть такое, что эти его жертвы являются "братьями" по симбиозу? Скорее всего - может. У нас нет явных признаков принадлежности особей к одному симбиозу, но потребность в пище - достаточно сильная причина пренебречь жизнью не только "брата"-животного, но, подчас, и человека. Падший мир использует все возможные материальные ресурсы в борьбе за существование, и земная экология достаточно беспощадна. Полагаю, деятельность человека, со временем, вытеснила основное множество его "братьев" в средний и тонкий миры, а животные, убиваемые человеком, относятся к симбиозам, субъекты которых обитают в среднем и тонком мирах.

Есть и прямое свидетельство недружественного отношения особей симбиоза - взаимоотношение земных общин, которые представляют собой базу особей симбиоза макроличности (10.3.15). Постоянная междоусобица, вражда, войны людей говорят о трудном сожительстве макроособей, в том числе - с субъектом макроличности, какой бы общиной он ни был представлен.

Такая же ситуация в среднем мире, и лишь в тонком (где нет физического тела), быть может, она мягче.

 

10.3.8 Супервизор и отказник

Супервизор культурной среды личностей является родителем, учителем и судьей личностей. Причем родителем он является не в земном понимании акта рождения, а во вселенском - он творит автономии Мирового Ресурса, преобразуя часть своей бесконечной сложности в личности.

У нас нет реальной возможности отличить отказника от супервизора. Ведь личность-отказник живет в царстве культурной среды личностей (9.1.4) и нами не наблюдаем, а супервизор - вне культурной среды личностей. Отказник также является нашим учителем и судьей. Во многих эпизодах, там, где в Священных текстах  называется Бог,  с моей точки зрения, - это отказник. Супервизор материю не создает и в материи не действует. И отказник, как житель идеального мира, в материальных процессах не участвует, но он плотно включен в дела общины и участвует в них опосредованно (см. 6.1.6 "Бог и связь миров"). Для отказника супервизор - также родитель, учитель, судья.

Повторю сказанное в подразделе 6.1.2 "Вера": Для Бога-супервизора важна не только наша вера, но (1) чтобы мы в поступках желали друг другу только добра, (2) чтобы восходили в Его смыслах, помогающих нам любить и понимать друг друга - понимать Замысел, заключенный в Его творении.

Есть свойство, отличающее супервизора от любой личности, включая отказника: Он  видит одновременно дела каждого и участвует в жизни каждого, общаясь с нами так, как будто это единственный его собеседник. Я это свойство Бога называю равнодоступностью. Можно ли рационально объяснить равнодоступность? По-видимому, здесь играет роль присутствие в личности ее внутреннего супервизора, который по сути ничем не отличается от внешнего, называемого нами Богом. Обращаясь к Богу, личность обращается к Абсолюту, который представлен одновременно всеми супервизорами и каждым в отдельности. И ее внутренний Бог-супервизор дает ей (именно ей) ответы самого Абсолюта.

Учение супервизора универсально, оно есть учение о любви и смыслах (гнозисе). Учение отказника опирается на учение супервизора и содержит основу идеологии, проистекающей из императивов отказника. Идеология конкретизирует идеи поведения членов общины в реальных условиях среды обитания.

 

10.3.9 О продолжении жизни

Я здесь рассматриваю продолжение жизни индивида в качестве обитателя другого мира. Эта тема - важнейшая в данном разделе,

Излагаемые конструкции трактата не противоречат науке физике, основной язык которой - математика. Математическое здание порождает пирамиду схем и алгоритмов, скрывающую под своим покровом истину мироустройства, которую мы, в принципе, способны воспринять и ощутить в красках живых картин. Увы, это здание не просто скрывает иной путь познания, но своим прагматизмом как бы обесценивает его.

Деятелей науки я делю на две категории: (1) допускающих существование невидимого мира наряду с видимым, (2) отвергающих это существование, не признающих дуалистической природы мироустройства, убежденных материалистов.  К первым относилось большинство ученых, живших до 20 столетия, их убеждения я разделяю.

Что касается позиции вторых, то здесь необходимо отметить следующее:  В дуалистической картине мира трансцендентную часть выразить адекватно математически невозможно. Это мешает технократическому сознанию найти какую-либо пользу в размышлениях о трансцендентном. А познание, лишенное прагматический цели, кажется излишним, фантастичным. Поскольку говорить о продолжении жизни  личности невозможно без привлечения метафизических конструкций, то с неприятием дуалистической природы мироустройства отвергается сама возможность обсуждения этой проблемы (как и всей доктрины живого универсума). В этом смысле материализм - мировоззрение пессимистическое.

Загадку продолжения жизни можно разгадать только по подсказке самой жизни. Возможно, мы ее (разгадку) когда-нибудь получим, но при условии, что высоко ценим жизнь.

 

Центральной гипотезой трактата является гипотеза бесконечной сложности всякой Ресурсной монады. Возникновение монады есть возникновение ее сложности. Это может происходить: (1) в акте рождения, где монада мгновенно появляется целиком, и (2) в процессе последовательного созидания, где становление объекта протекает в соответствии с его креативным алгоритмом.

Первый вариант согласуется с гипотезой творения супервизором монад в начале времени слоя. Супервизор выделяет часть своей бесконечной сложности и создает автономный Ресурс. Бесконечность сложности последнего никак не препятствует этому акту, но она является препятствием во втором варианте. Ибо алгоритм исполняется последовательно, и если он бесконечен, то на ограниченном интервале времени нереализуем. В течение большого периода времени слоя монада многократно мигрирует из одного мира в другой, меняя состав элементов подчиненного уровня. Но она продолжает оставаться бесконечно сложной.

 

Если допустить, что нет продолжения жизни личности, то вся метафизика теряет смысл, практически, все религии становятся лишенными основания, и большинство верований народов оказывается ложным. Все лучшее, что есть в человеке, в его этике, дерзании, любви - все пронизано отсутствием страха смерти. Бояться смерти должен робот в металле и робот в человеке. Больше всех боится тот, кто видит себя просто телом - набором элементов из детского конструктора "Лего", усложненного лишь микросхемами и программами - тот, кто жизнь свою посвятил таким же играм - тленному, материальному, потребительскому, - деньгам, власти, славе.

Смерти, конечно, страшатся все. Но каждый по-своему. Одни боятся предсмертных страданий, другие - прекращения избранной деятельности, третьи - незавершенности творчества, четвертые - небытия. Тяжкие страдания смерти обусловлены покиданием родных и любимых (но и они уйдут вслед за нами). Небытие нам не грозит, но нас ждет иное бытие. Смерть влечет апокалипсис (10.3.18) общины лиц особи.

За свою многовековую историю человечество должно было создать культуру перехода в иной мир, - перехода естественного, лишенного трагедии. У некоторых народов такая культура была (вероятно, и осталась), но цивилизация с ее новыми знаниями и соблазнами никак не способствовала сохранению этой культуры.

Замечание

Мечты человека о бесконечной или продолжительной жизни на Земле не могут осуществиться. Жить долго в падшем мире (7.6.3) - это все равно, что долго жить в концлагере - человек не выдержит, отупеет. Фактически мы проживаем лишь начальный период обитания в "концлагере" - мы полностью не тупеем и подчас успеваем насладиться радостями земного обитания. Земная смерть избавляет нас от бесконечного монотонного насилия и боли. Мы переходим в другую среду, и там вновь проживаем период адаптации к новому обитанию - только этот период.

Мечты о долголетии должны сочетаться с мечтой о том, чтобы жизнь наша стала более доброй. Падший мир делает эти мечты фантастическими.

 

10.3.10 Память и продолжение жизни

Говоря о продолжении жизни, мы предполагаем сохранение в новом бытии важнейших атрибутов старого, дающих основание новому присвоить имя старого. Новое само должно в себе узнать старое, почувствовать его продолжение, признать его прежние "обязательства"; только такое продолжение может называться продолжением жизни.

При переходе особи в другой мир сохраняются:

В этой теме наиболее важным и трудным является вопрос о самоузнавании особи. Особь переходит в новый мир, сохраняя перечисленные атрибуты. Но в ней происходят изменения. Почему и каким образом она ощущает себя продолжением некоторой предшествующей особи? Человек, например, это продолжение не ощущает.

Рассмотрим миры обитания в таком порядке: тонкий, средний, наш. Организм обитателя каждого следующего мира в этой последовательности содержит некоторые фрагменты, дополняющие организм обитателя предыдущего мира. В среднем мире появляется физическое тело из вещества с-частиц, в нашем - физическое тело из вещества частиц. Переходы вдоль этой последовательности сопряжены с обретением новых свойств и навыков существования, они "заглушают" события старой жизни, запечатленные в памяти особи, не находят ассоциаций в новом мире. Память событий заполняется заново, и самоузнавания не происходит.

Со сменой миров в обратной последовательности переходов (от "нашего" до тонкого) нет этапа выращивания новых компонент тела, исчезают грубые и высвобождаются более тонкие моменты в памяти и в переживаниях. События прежней жизни индивид воспринимает в новом свете, находя иное их представление. Здесь он узнает себя, свою жизнь, свое окружение, и это дает ему основание для идентификации старого в новом. Таким образом, последовательность переходов, утончающая плоть особи, переживается, как продолжение жизни, а в обратной последовательности таковой не воспринимается. В целом, наш мир не содержит явных признаков продолжения жизни, а другие миры такие признаки имеют.

Особое положение занимает средний мир. В нем переходы из тонкого мира лишены самоузнавания, а из нашего мира - таковое содержат. В этом смысле можно утверждать, что жизнь пришедших из тонкого мира содержит детство, пришедших из нашего - детства не имеет, и есть  два пути адаптации в среднем мире - через детство и через зрелость.

Важную роль в данном феномене играет процесс пополнения смыслового багажа личности. Багаж растет во всех мирах.

 

10.3.11 Причины перехода из одного мира в другой

При переходе индивида в иную среду происходит изменение сферы его рационального внимания. Попадая из тонкого мира в средний мир, индивид обретает внимание к физическому телу. Община лиц его становится компактной. Компактность общины лиц - необходимое условие образования организма среднего мира. Для перехода из среднего мира в наш одного желания индивида недостаточно. Надо, чтобы нашлась родительская пара, способная зачать и родить на Земле этого индивида. А с другой стороны, если нет в среднем мире необходимости такого перехода, возможно ли осуществить зачатие?

Основная причина перехода из мира в мир - старение. Старение - это явление падшего мира, оно присуще всем трем мирам - нашему, среднему, тонкому. Старение содержит два процесса - физический и моральный. Физическое старение далеко не всегда сопровождается моральным. Старики, как правило умирать не хотят. Но в тонком мире моральная причина - единственная. Просуществовав большое время в тонком мире, особь начинает ощущать пресыщение и разочарование в его ценностях, в реалиях и законах, выражающих данный "способ падения". Особь ищет способ иного существования, и испытав все возможное, находит его, наконец, в изменении своего тела - помимо текстового тела, она обретает физическое.

В тонком мире любого уровня всегда присутствует некоторое множество особей, готовых осуществить переход в средний мир, - есть тенденция образования форм типа клеточных. В частности эта тенденция проявляет себя на уровне лиц, переходящих из тонкого мира своего уровня в средний (уровня лиц). Основное множество переходов здесь осуществляется в массовых миграциях, сопровождающих процесс рождения овеществленной особи старшего уровня (при рождении особи нашего мира, см. 9.3). В составе особи старшего уровня большинство из них обретает "организованное" взаимосвязанное существование (10.2.7) в мегаполисе клеточного тела особи старшего уровня. В отличие от такого массового явления, переход из нашего мира в средний осуществляется особями  независимо друг от друга в процессах разрушения физической плоти.

 

10.3.12 Уход в средний мир

Средний мир во многом похож на наш, и ошибкой является предположение, что умирая, мы попадаем в место райского блаженства. Нет, это мир материальных отношений, где надо трудиться, заботиться о жилище, одежде, пропитании. И проблемы возникнут уже с первых дней проживания. Ведь мы там не рождаемся, у нас нет там детства, хотя, вероятно, окажемся в коллективе, где на первых порах о нас позаботятся, научат общаться. А в принципе, переход из одного состояния в другое, в общем, не должен резко менять для нас этическую обстановку. Улучшение или ухудшение условий жизни надо чем-то заслужить.

Ранее (см. 10.2.7) для описания жизни среднего мира мезоуровня я сравнивал его со средним миром лиц. В частности, я полагаю, что, по аналогии с клеткой биологического организма, существуют бинарные семейства (9.2.2) среднего мира, так называемые с-клетки. Биологическая клетка является бинарным семейством среднего мира уровня лиц. Она возникает в процессе перехода особей лиц из тонкого мира в средний (см. 9.3.3 "Земное рождение"). С-клетка содержит две особи личности и возникает в процессе перехода особей личности из тонкого мира в средний мир мезоуровня. Мы же здесь говорим о переходе особи личности в средний мир из нашего мира. Существуют, таким образом, два варианта перехода (10.2.7) в средний мир: (1) из тонкого мира методом зарождения (по аналогии с описанным в 9.3.3), (2) из нашего мира, вследствие разрушения тела земной особи (9.3.4). Т.е. в среднем мире обитают популяции разумных особей двух типов.

В среднем мире мы, вероятно, встретим родных, друзей, знакомых, ушедших раньше нас. Как мы их узнаем? В этом варианте перехода текстовое тело (9.1.7) остается почти таким, каким оно было в нашем мире. (Происходит лишь потеря компактности некоторых лиц.) Текстовое тело прежних знакомых помогает индивиду узнать их. 

Замечание

Если человеку известно, что, умирая, он продолжит жизнь в среднем мире, почему бы ему в определенных обстоятельствах не совершить самоубийство? В тяжелейших ситуациях, в лагерях смерти, в мучениях и страданиях, когда жизнь казалась совершенно бессмысленна, обреченные на смерть люди боролись за жизнь. Религии осуждают самоубийство. Почему? Мой ответ таков: смерть человека влечет за собой апокалипсис (10.3.18) его общины лиц (точнее, лиц "первого роя"). А лицо, как монада мирового Ресурса, столь же ценно, как и личность мезоуровня. Убивая себя, мы убиваем целый коллектив общины лиц. Мы не имеем право это делать.

 

10.3.13  Где мы оказались и окажемся

Средний мир велик, он более населен, чем наш мир (а тонкий - еще более велик). Спрашивается, где мы окажемся после смерти?

Местоположение в пространстве уровня Ресурса определяется интегральной характеристикой (8.6.5) монад Ресурса. Организм человека имеет многоуровневую структуру; в нем три уровня Ресурса - микролей, лиц, личности. Индивид сознательно живет в пространстве, рожденном интегральными характеристиками монад опорного уровня. Таковым для нашего мира является уровень микролей. С переходом в средний мир меняется опорный уровень, им становится уровень лиц. И если два человека находились поблизости в нашем мире, то в среднем мире они могут оказаться весьма удаленными друг от друга. 

Между интегральными характеристиками монад разных уровней отсутствует корреляция. Если бы человек переключил свое внимание в средний мир, он оказался бы в другом окружении.

 

Интегральная характеристика монад всякого уровня Ресурса исполняет две функции: Если данный уровень является опорным в мире обитания, его интегральная характеристика монад задает старшим уровням метрику пространства мира обитания. Если данный уровень является уровнем наблюдателя, указанная характеристика имеет социальный статус и сродни обретенному богатству в среде монад.

В общем случае, близость индивидов определяется близостью значений ряда интегральных характеристик. В нашем мире - трех уровней (микролей, лиц и личностей), в среднем мире - двух уровней (лиц и личностей), в тонком мире - одного уровня (личностей). Например, можно предположить, что есть люди, близкие друг другу не только в нашем мире, но (одновременно) и в среднем, и тонком - люди "очень близкие".  Мы объективно оказываемся и окажемся среди тех, кто имеет сходный набор интегральных характеристик. Однако указанная близость далеко не всегда ощущается и осознается. В нашем мире мы хорошо видим и осознаем только пространственную близость  и почти не чувствуем близость (и внимание) обитателей среднего и тонкого миров (9.1.8). В тонком мире близость "социального статуса" является единственной.

Замечание

Выше я использовал понятие "интегральная характеристика монады". Но правильнее говорить об интегральной характеристике особи симбиоза в составе монады; особь имеет свою интегральную характеристику (см. 8.7.5).

 

10.3.14 Компактность общин

Пирамида Мирового Ресурса имеет много уровней, и каждый из них, в зависимости от контекста, может быть назван либо уровнем наблюдателя (10.1.2), либо опорным уровнем. Для монад любого уровня их уровень жизни является уровнем наблюдателя, а какой-то другой - опорным. В зависимости от выбора опорного уровня, определяются три мира обитания, аналогичные мирам обитания мезоуровня (наш, средний, тонкий), связанные переходами (10.2.6).

Два мира могут иметь один и тот же опорный уровень, но  отличаться уровнем наблюдателя. Такой случай имеет место, например, когда мы сравниваем наш мир личностей  (мезоуровня) и средний мир лиц. В последнем обитают лица нашего организма, они представлены биологическими клетками (точнее, клетка содержит два лица). Динамические параметры (масса, импульс, энергия) двух миров "генерируются" (8.5.6) одним и тем же тонким миром микролей. Можно ли предположить, что и сами эти параметры одинаковы? Полагаю, - нет, но корреляция между ними существует. Например, частицы клетки пребывают в некотором тепловом движении. Это движение, возможно, представляется в мире лиц более масштабным явлением, нежели в мире личностей. Трансляция информации о процессах на уровне микролей осуществляется разными процедурами порождения динамических параметров опорных элементов (см. 8.6.15).

 

Всякая община либо компактна, либо рассредоточена. Такого не может быть, чтобы часть ее была компактной, а часть - рассредоточенной. Однако члены части общины могут быть сами компактными, части - рассредоточенными. Компактная община может состоять из нескольких (компактных) частей. Например, община лиц особи нашего мира в пространстве среднего мира представлена двумя частями (роями, см. 10.2.2). См. также 10.3.7.

Опорный уровень состоит, в основном, из элементов тонкого мира. Тонкий мир не имеет своего пространства (10.4.3), но порождает пространство мира обитания старшего уровня ("надстроенного" над тонким опорным). Поэтому говорить о компактности общины корректно лишь с точки зрения размещения ее в указанном порожденном пространстве.

 

10.3.15 Макроуровень

Макроличности являются элементами макроуровня. В состав макроличности входит культурная среда личностей и симбиоз макроособей  (9.4.3 "Старшие уровни").

В каком мире макроуровня обитает макроособь симбиоза в составе главной среды Земли? Здесь важно указать на опорный уровень  макромира. Он осуществляет "генерацию" динамических параметров монад и задает метрику вместилища макромира.

Опорный уровень состоит из рассредоточенных элементов (содержащих рассредоточенные среды). Такими уровнями среди уже знакомых нам миров являются: (1) уровень личностей тонкого мира, (2) уровень лиц среднего мира, (3) уровень микролей нашего мира. Только первые два годятся в качестве опорного уровня макроличностей. Первый может служить опорным в мире, подобном среднему миру мезоуровня; второй - подобном нашему.

Уровень Мирового Ресурса, состоящий только из компактных элементов, не может исполнять функцию опорного. А компактные элементы могут входить во множество компонент уровня лишь формально (10.1.6). Таким образом, личности нашего овеществленного мира своим клеточным телом, формально, входят в состав макроособей. 

 

10.3.16 Сгущение

Феномены "сгущение" и "компактность" похожи, но  их следует различать (8.6.11). Компактность - это характеристика размещения элементов общины монад. Элементы компактного множества близко расположены в пространстве, и их интегральные характеристики почти одинаковые. Община находится в компактном состоянии, если стимулы пребывания в нем являются необходимым атрибутом ее существования (8.6.12). Компактность - оберегаемое свойство общины.

Сгущение - это совокупность "тесно" размещенных в пространстве монад, принадлежащих разным рассредоточенным общинам (общинам, содержащим рассредоточенное множество монад). Буду говорить о микролях и их общинах. Как и в компактном множестве, микроли сгущения имеют мало отличающиеся интегральные характеристики, но близко расположенные микроли, в основном, относятся к разным общинам. Общины в сгущении представлены отдельными подмножествами; остальные микроли этих общин "рассыпаны" по вселенной (и возможно, пребывают в составе других сгущений). В сгущениях в основном протекает обмен между общинами.

В частности, сгущением может быть культурная среда микролей, содержащая только рассредоточенные общины микролей.

 

10.3.17 Растения

В трактате я исхожу из предположения, что внимание особи проявляется в одном из миров, и не может быть такого, что оно проявлено сразу в двух мирах обитания. Как правило, внимание особи присутствует там, где ее организм компактен. Однако в биологическом организме бикомпактной (9.2.4) особи имеет место компактность в двух мирах - в нашем и среднем, т.е. особь способна проявить внимание либо в нашем, либо в среднем мирах (см. 10.2.5 "Зрение Ванги", 11.4 "О сновидениях"). Есть причины, по которым организм своим вниманием оказывает предпочтение нашему миру. Главное, на мой взгляд, - это стремление к целенаправленному механическому движению. Особь вынуждена обращать внимание на объекты, среди которых она движется и с которыми, благодаря движению, взаимодействует.

Растение в нашем мире относительно неподвижно, ему нет особой необходимости обращать внимание на что-либо. А между тем растение (например, дерево) имеет два роя лиц. Напомню (см. 10.2.2 "Рой"): компактная община лиц бикомпактного организма имеет две части. Одна часть (условно названная "первым роем") состоит из компактных лиц, другая ("второй рой") состоит из некомпактных лиц. Своим вниманием растение живет в среднем мире, а в нашем представлено неподвижным клеточным телом.

Итак, существуют два множества обитателей среднего мира:

 

Зарождение и смерть растения в нашем мире сопровождается обретением и потерей компактности элементов первого роя.

Почему одни земные виды способны к перемещению, другие - неподвижны (флора)? Полагаю, важнейшей причиной этого разделения является следующая: Община лиц организма обладает полным набором подсистем (9.1.10), помогающих организму адаптироваться в среде обитания. Но, возможно, первый рой, будучи составляющей общины, обладает  лишь малой частью этого набора. Неполнота подсистем обрекает клеточный организм на растительное существование в нашем мире.

В зависимости от свойств первого роя, на Земле возникают особи фауны или флоры. Первые своим вниманием присутствуют в нашем мире, вторые - в среднем. Речь здесь идет о внимании к физическому телу. Существует, однако, внимание и к текстовому телу, оно в нашем и среднем мирах ослаблено (9.1.8).

 

10.3.18 Апокалипсис

В текущем подразделе термин "лицо" означает "субъект лица".

Рассмотрим переходы лиц между мирами (уровня лиц). Переход из одного мира в другой является важнейшим судьбоносным событием. И для особи личности (например, для человека) этот переход лица важен, ибо изменение состава общины лиц является частью процесса разрушения или восстановления организма особи личности. В целом, в это событие может быть вовлечено три объекта: (1) лицо, (2) особь личности, из которой лицо мигрирует и (3) особь личности, в которую оно иммигрирует. Первое умирает в одном мире и рождается в другом (имеет место переход между мирами). Вторая теряет члена общины лиц, что эквивалентно, например, разрушению клетки организма человека. Третья приобретает нового члена общины лиц.

Таким образом, разрушительные и восстановительные процессы разных уровней иерархии жизни связаны и взаимообусловлены. Смерть и рождение лица обусловлены не только его болезнями, старением, отношением с обитателями и др., но и событиями, происходящими на старших уровнях.

А что происходит с общинами лиц, когда особь личности сама умирает или рождается, т.е. меняет мир обитания? Предположим, речь идет о смерти человека. Его община лиц содержит два роя (10.2.2) - (1) компактных лиц и (2) рассредоточенных лиц (9.3.5). Смерть человека влечет потерю компактности всех лиц первого роя, и эти лица перемещаются в тонкий мир (уровня лиц). Они одновременно "умирают" и "рождаются" заново. Такое массовое явление я ассоциирую с понятием "апокалипсис". При этом сохраняется отказник общины и культурная среда, в которой пребывает община.

Рождение человека - процесс более "растянутый" во времени, но и он сопровождается массовым переходом лиц из тонкого мира (уровня лиц) в средний.

Переходы особей личности между средним и тонким мирами мезоуровня не сопровождаются "апокалипсисом" лиц - лица, мигрируя, остаются в тонком мире (своего уровня). Меняется компактность общины лиц.

Апокалипсис одной конкретной общины можно назвать частным. Но неизбежен и общий апокалипсис в конце времени слоя, где монады всех падших миров предстанут перед Судом.

Мир развивается противоречиво. Вместе с духовным прогрессом существует тенденция возрастания числа греховных поступков. Восхождение мировых смыслов встречает сопротивление некоторых монад, что порождает отклонение их поведения от гностической последовательности смыслового процесса, инициируя грех. Растет смысловой багаж монад и, вместе с тем, - риск обращения к раннее актуализированным примитивным смыслам. Несмотря на рост мирового генома (4.1.4), мир все глубже погружается в пучину греха. И общий апокалипсис наступит в момент наивысшего накала неуместных страстей падшего мира. Это и есть конец времени слоя, - момент Суда.

 

10.3.19 Циклы мира

Община лиц является базой особи симбиоза  в составе личности. Состояние среды лиц влияет на состояние особи, на ее поведение. И наоборот - поведение особи личности влияет на жизнь общины лиц, образующей организм особи. Самое сильное воздействие на общину оказывает переход особи личности из одного мира обитания в другой, т.е. - рождение и смерть. Община в этом случае переживает апокалипсис (10.3.18). Период времени между рождением и смертью особи по часам лиц  продолжительнее периода времени, измеряемого по часам личностей (см. 9.4.3). Этот период можно назвать "циклом" становления и увядания общинной культуры (цивилизации) в данном мире обитания. Поскольку особь личности многократно меняет мир обитания, история общины содержит не один цикл. Смысловое восхождение, имеющее место в слое, инициирует последовательность восходящих (в своем культурном развитии) циклов. Циклы разных общин реализуются асинхронно.

На уровне личностей протекает много важных событий, которые отражаются на состоянии среды лиц. Таким событием, в частности, является акт избрания (9.4.5) общины, появление нового субъекта личности. Жизнь субъекта отличается от жизни неразумной особи. Она накладывает свой особый отпечаток на циклы цивилизации общины лиц субъекта. Субъект "покоряет природу", и его община лиц противостоит общинам лиц неразумных особей. В борьбе между особями симбиоза личности возникают  этнические междоусобицы, вражда общин лиц, войны.

Все вышесказанное о циклах среды лиц переносится на среды личностей, в частности, - на главную среду Земли (10.3.6). Общины Земли являются основой организмов макроособей, и циклы общин земной цивилизации связаны с процессами жизни макроличности.

 

10.3.20 Заключение к разделу "Наш мир"

Падшие миры вобрали в себя тяжесть грехопадения, и наш мир в этом особенно преуспел. Везде, куда ни глянешь, материальные отношения людей вытесняют духовную составляющую жизни. Мы стремимся жить в мире духа, будучи заключенными в мир неотвратимой реальности.

Рассмотрим, например, жизнь общин. Община должна быть единодушной, идеологически  однородной, целостной, управляемой. Поведение ее членов должно соответствовать принятым установкам и заповедям. Но осуществимо ли это для людей, озабоченных обретением минимального материального ресурса, в обществе, раздираемом мирскими страстями? Одно лишь деление человечества на этносы и государства исключает реализацию указанного единства. Можно определенно сказать, что земные общины - самые слабые в мирах обитания. Значительное число людей живет вне общин. Их убежденность в правоте материализма, подтвержденная житейской практикой, сильно подтачивает основы религиозной идеологии.

Единственное, чем наш мир разума может представлять интерес для остальных миров - своей наукой (и возможно, искусством), причем, наукой не столько "умеющей", сколько "объясняющей".  Ибо наука "умеющая" учитывает свойства вещества, а в иных мирах вещество другое или его там нет.  Среди наших наук максимально абстрагированная от свойств вещества наука - математика. Этика и математика - универсальные вселенские знания.

 

Человека, прежде всего, интересует его частная судьба. Если он верит в в продолжение жизни в иных мирах, то внимание его больше обращено к мировым инвариантам, к абсолютным ценностям.

Но верит ли он, или уговаривает себя? Уж очень страшна мысль о том, что все предположения о продолжении жизни призрачны, нереальны, что видимый материальный мир - единственное место существования и со смертью все закончится, ничего не будет. Тысячи мудрецов ломали голову над этой проблемой; они ушли, не оставив нам убедительных доказательств продолжения жизни. Здесь тот случай, когда нам нужно сделать свой выбор и поверить в него. Но беда в том, что в этом серьезном вопросе мы пренебрегаем этической логикой и выбор делаем, опираясь, как обычно, на логику рациональную.

Существование этического инструмента выбора нам показывает практика. Сколько раз, опираясь на этику, мы находили правильный путь! Почему же в данном случае нам не поверить этике, которая громогласно заявляет о продолжении жизни, о суде и ответственности перед своим будущим, о величественном мире жизни сознания. Мы должны, хотя бы в данном вопросе,  прислушаться к тихим звукам этики, которые всегда звучат и к которым мы давно привыкли.

продолжение Миров обитания

 

Дата последней коррекции страницы: 29.10.17

 

К началу