К началу

Лев Чиворепла
 
О ФЕНОМЕНЕ ВНИМАНИЯ

 

Рассматриваются социальные аспекты феномена внимания.

Использованы материалы книги "ОБРАЗЫ СУЩЕГО".

 

Ресурс внимания

Когда мы переходим улицу, наше внимание обращено, главным образом, на машины. Если мы заглядимся на симпатичную женщину, то обретем шанс попасть под машину. Управление вниманием - важнейшая составляющая нашего поведения. И воспитание жизненных навыков человека включает умение правильно распределять внимание. Но внимание - не только инструмент поведения, оно и своеобразный питательный сок нашей жизни, стимул существования. Я буду говорить о внимании человека к человеку. Мы жаждем внимания людей, мы его домогаемся, мы без него существовать не можем. Внимание общества - это ресурс, за который борются все - и цари, и рабы, и писатели, и читатели, и учителя, и ученики, и ученые, и дилетанты, и генералы, и солдаты, и политики, и простые граждане - все.

Существует минимальный материальный ресурс, основным потребителем которого является тело. Но тело имеет ограниченные параметры потребления, и функционально значимые компоненты материального ресурса составляют малую долю того, чем мы фактически владеем. Основная часть ресурса, которой мы владеем, является избыточной. Избыточный материальный ресурс есть инструмент привлечения внимания. Ни один бизнесмен не работает только ради денег - он видит за ними признание, власть, свободу, внимание окружающих. Ни один спортсмен не взвешивает олимпийское золото на весах его стоимости - он видит славу, почет, популярность. Да, он желает денег, но лишь для того же - для внимания ближних и общества.

Посмотрите на школьника. Ему надо быть осведомленным о компьютерах, о телефонах, о машинах. Ему надо, чтобы его уважали за вещи, которые являются необходимым средством признания школьного коллектива.

Посмотрите на молодого человека. Многие ли девушки обратят на него внимание, если у него нет машины, квартиры, заработка? Все это - атрибуты принадлежности к среднему классу. Их функциональное назначение давно уже стало второстепенным по сравнению с фактором спокойного обитания в среде постоянных оценок придирчивого окружения. (Так же, как к назначению одежды как средству спасения от холода и влаги прибавилась функция обретения элегантной внешности.)

Спросите зрелого человека, что важнее в нобелевской премии - деньги или диплом лауреата? Деньги, - конечно, неплохо, они тоже вызывают уважение граждан, а это и есть внимание.

Так всегда было и будет. Меняется номенклатура предметного окружения, меняются вещи, культура, марки машин, но неизменным остается человек и его глубинные потребности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Но не сами вещи определяют сознание, а именно человеческое внимание, инициируемое вещами. Ибо от купели до гроба мы купаемся во внимании, им дышим, совершаем ради него свои дела. Без внимания человек черствеет. Ребенку нужно внимание родителей, жене - внимание мужа, старику - детей. Желание внимания влечет в компании, сообщества, форумы, на страницы журналов и книг, на трибуны и сцены, к микрофонам и камерам. Тщеславие - это жажда внимания. Аскет морит себя голодом, но лишить себя внимания людей, стать отшельником мира - значительно более трудное испытания.

 

Внимание и труд

Внимание не может быть превращено в товар, вокруг него нет прямых рыночных отношений. Но, будучи общественным ресурсом, оно порождает борьбу, которая использует средства привлечения внимания. Поскольку материальный продукт является таким средством, то обогащение обретает цель общественного признания. А неравенство богатств сопровождается неравенством внимания. Но стремление к "справедливости" в распределении внимания в разных социумах может оказаться разным, что зависит от исторических и культурных особенностей. Там, где это стремление сильно, обостряется борьба и за справедливое распределение материальных благ.

В плане сказанного, индивид тратит энергию, в основном,  (1) стремясь обрести интерес к жизни и (2) стремясь быть интересным. Первое и есть внимание, обращенное к людям. Второе - это труд в материи, укрепляющий социальную значимость, информативность индивида. Жить по-человечески - значит жить интересно, а самое интересное - это люди. Жизнь и труд человека заверчены вокруг информации - он ее потребляет, и он ее создает. Но энергетический характер этих действий придает им ресурсное свойство. (В указанной выше книге  "ОБРАЗЫ СУЩЕГО" - в главах метафизики - рассказано, как внимание порождает материю.) Смерть - есть переход в иной мир и переключение внимания.

 

Рацио и дух

Мир, в котором правят ресурсные отношения, является падшим, и феномен внимания здесь играет ключевую роль. Информация и внимание, о которых идет здесь речь, являются рациональными, обращенными к идеям, к внешним формам. Но есть другое - духовное внимание. Энергетически оно такое же, как и рациональное, но лишено ресурсного свойства, за него не борются, оно обращено к субъекту, как продукту любви, к самой любви. Духовным чувством мы внемлем произведениям искусства (но творчество не всегда духовно). Духовным вниманием к нам обращен Бог, и мы обращены к Нему. Прогресс общества зависит от того, насколько развито в нем духовное внимание.

Среди тех, кому мы особо внемлем и чьим вниманием дорожим - наши ближние, друзья. Мы не так часто удостаиваемся внимания общества, но если нас это не очень тревожит, то лишь потому, что есть ближние. Кто такие ближние? Да это как раз те, кто постоянно в нашем внимании, и мы у них во внимании. Духовное внимание привлекается добродеянием, которое представляет собой цель деятельности. Обретение же рационального внимания само по себе является целью, подчиняющей деятельность.

Человек воплощен в материальную плоть, рациональное внимание к которой - необходимый спутник его существования, и мы можем сетовать лишь на то, что рациональное внимание значительно превосходит минимально необходимый уровень. Мы владеем избыточным материальным ресурсом, внимание к которому по сути чрезмерно. Мораль предписывает уважение трудолюбия, формируя приоритеты внимания не столько к душе человека, сколько к роботу внутри человека. И мы избыточно информируем общество о себе в рациональной сфере, подавляя демонстрацию своей духовной сущности. Энергия человека могла бы быть больше отдана вниманию духовному, но сегодня пропорция между этими двумя видами внимания сильно отклонена в сторону рацио. Такова реальность. Искусство и религия переключают наше внимание в духовную сферу.

 

Статья написана летом 2008 года. Дата последней коррекции: 14.07.16