Два противоположных фактора, две цели и ценности являются сегодня определяющими для социума - экономика и экология. Рассмотрим ряд моментов их противостояния.
Представим себе следующую ситуацию: Вам предлагают спасти своего ребенка, которому грозит опасность. "Вот кнопка - говорят - нажмите ее, и ребенок спасен". Современные технологии позволяют за этой кнопкой скрыть весьма разрушительные силы, что ставит вас в тупик. Однако речь идет о жизни дитя. Ничего не изменится, если вы узнаете, что нажатием кнопки уничтожается город N. Здесь тот случай, когда правила невозможны. Человеку решать, а Бог рассудит. Особенность ситуации в том, что выбор нажатия вовсе не диктуется злостью. Мы часто сетуем на низкую нравственность, полагая ее главной причиной всех бед, но в данном случае безвыходность имеет место и для человека высокой морали.
В чем же дело? От искушений нам не избавиться, но если человек способен нажатием кнопки уничтожить город, то общество, в котором он живет, никуда не годится. Чем сильнее жизнь многих зависит от воли одного, тем хуже, "злее" социум. Общество судит по делам, а Бог - по мотивам. В этом факте всегда таится противоречие и потенциальная угроза антиобщественного поступка. Но общество должно ограничить его последствия. В нем не должно быть такого, что один человек, какими бы намерениями ни руководствовался, смог повлиять на судьбы многих людей без их согласия.
Реально мы уже давно испытываем последствия "нажатых кнопок". Уничтоженный лес, загазованная атмосфера, грязная вода, грохот транспорта, нарушенная экология - все это пока цветочки, рожденные причинами не обязательно злыми - вероятно, каждый раз кто-то "спасал ребенка". И хорошо еще, что действие "кнопки" не всегда катастрофично. А что будет дальше? Кто или что за это отвечает? - Безнравственность?
Некоторые почему-то обожествляют технический прогресс, как сферу чуть ли не возвышенного творчества человека. На самом деле словосочетание "технический прогресс" вообще некорректно. Есть техническая эволюция, которая на деле несет высокий риск большой беды, - эволюция, которую уже сейчас можно полагать человеческим регрессом. Неудержимое наращивание средств воздействия на природу лишает человека независимости и свободы, наполняет мир постоянно подстерегающими опасностями, вооружает грозную стихию террора.
Нам угрожает и компьютерная революция. Рост возможностей средств обработки данных сопряжен с неизбежным переносом на них все более сложных и ответственных функций. Заманчивая новизна эпохи роботов (как в прошлом эпохи просветительства) обернется очередным умственным вывертом, еще большей утратой простоты быта, погружением в виртуальные миры патологических переживаний. Это последняя и самая тяжелая ноша цивилизации, потому что она ляжет на главный орган разума - головной мозг. Люди не станут умнее и счастливее. Наоборот, отупение и стресс ожидает тех, кто не достаточно защищен учителями вечных истин.
Алгоритмы, с которыми имеет дело человек, делятся на два класса: природные и рукотворные. Совокупность рукотворных алгоритмов образует алгоритмический багаж культуры, на который опирается технический прогресс. Он представляет собой (явную или неявную) библиотеку описаний программ действий, которые, вообще говоря, могут быть исполнены универсальными роботами. Неважно, что таких роботов реально не было или пока нет "в металле", важно, что алгоритмы действий результативны и полностью формализованы. Можно сказать, алгоритмический багаж - сердцевина роботосферы - этой массы технологий.
Возникновение последней есть важнейший итог технического прогресса, и все дальнейшее развитие ее самой, и весь наш быт становятся зависимыми от слаженной работы ее. Мы не спрашиваем у будущих поколений, нужно ли им это, мы творим мир, в котором они окажутся поневоле, мир глиняного колосса "суммы технологий" (по С. Лему). Мы и сами уже живем, подчиненные выбору наших отцов. Человечество большую часть сил тратит на устранение последствий старых ошибок. Радикально исправить их оно не в состоянии. Ибо глиняный колосс уже твердо стоит на ногах, и мы оказались втянутыми в процесс все нарастающего его усложнения. Мы уже живем в мире множества неисправимых ошибок, находясь на гребне лавины, которая стремительно несет нас в пропасть.
Дата последней коррекции главы: 07.05.19