К началу

 

Глава 9. ЭЛЕМЕНТЫ УНИВЕРСУМА

 

9.1 РАЗУМ И ТЕЛО

Сознание

Переключение внимания

Царство

Разумность

Два тела

Текстовое тело

Внимание к физическому телу

Основа текста

Подсистемы организма

Два супервизора

 

9.1.1 Введение

Возвращаюсь к теме жизни - к основной теме книги. Рассмотрю саму живую субстанцию - субъекты сознания.

Разговор о местонахождении сознания бессодержателен. Понятия "внутри" и "вне" лишены геометрического смысла, если речь идет о сознании и объектах типа "лицо", "микроль", "супервизор" и т.д. Эти понятия отражают лишь принадлежность объектов друг другу. Например, все, что внутри личности, принадлежит культурной среде лиц, "управляемой" супервизором среды лиц. Сама личность принадлежит среде, "управляемой" супервизором культурной среды личностей. Геометрическое содержание вложенности объектов появляется в связи с материальным представлением (8.5.8) элементов Мирового Ресурса. Но сознание не материально.

 

9.1.2 Сознание

Можно выделить признаки сознания, указать на условия его проявления, однако невозможно описать его конструкцию. Шахматный компьютер обыгрывает чемпиона мира, но компьютер не обладает сознанием, не понимает, что делает, и мы, его создатели, еще далеки от понимания феномена сознания. Всякая попытка моделирования сознания обречена на неудачу, хотя мечта об "искусственном интеллекте" будет жить  столько же, сколько мировоззрение материализма. По сути, мы даже не можем сформулировать задачу моделирования. Сознание обладает бесконечной сложностью, и там, где бесконечная сложность, - сознание. Сознание - это базовое начало мира.

Я здесь рассматриваю сознание не как свойство (как форму, как переживание, как функцию мозга, как характеристику действия и т.д.), а как онтологический объект, существующий вне материи, до материи. Сознание - это этическая реальность (1.1.4), которую мы можем представлять, но не можем выразить в точных формулировках. Сознание принадлежит Мировому Ресурсу.

Два аспекта сознания:

1. Повторю сказанное в главе "Любовь" (5.1.4."Дао и любовь"). Всякий процесс оперирует "данными", их преобразует, изменяет. Но меняется сам процесс, потому что в качестве "данных" выступают процессы. Ибо ничего, кроме процессов в мире нет. Трансформация процессов процессами требует особой организующей дисциплины; эта дисциплина суть Любовь. Будучи дисциплиной, Любовь является составляющей цели процессов.

2. Процессы протекают на однородном Ресурсе. Ресурс - это совокупность процессов, организация функционирования которой бесконечно сложная. Процессы воспроизводят Ресурс, будучи подчиненными дисциплине Любви. Такого рода действие возможно лишь на базе единого Смысла. Смыслы порождаются Сознанием.

Сознание - живая основа мышления и любви. Сознание является главным инструментом приспособления жизни к миру. Мир бесконечно сложен и неисчерпаем, и сознание бесконечно сложно.

 

9.1.3 Переключение внимания

Сознание невозможно без внимания. А внимание способно переключаться. Оно переключается с одного объекта на другой - это обычное свойство, помогающее индивиду ориентироваться в мире и поддерживать общение. Помимо концентрированного, имеет место распределенное внимание, образующее базу активного существования индивижа. В него входит так называемое априорное внимание ко всему нашему миру, переключение этого внимания можно ассоциировать с "переключением сознания". Очевидных, явных проявлений его в нашей жизни нет. Вероятно, такое бывает при анестезии или в случаях кратковременной клинической смерти. В основном же, априорное внимание индивида присутствует в течение всей его жизни.

Однако мезоуровень содержит не один, а четыре мира обитания (10. "Миры"), переходы между которыми обусловлены переключением внимания: Ощущение автономии и свободы влечет к телесной обособленности среди себе подобных. Сознание индивида,  чаще всего (но не обязательно), переключается в мир, где его организм пребывает в компактном состоянии. Этот переход сопровождается глубоким стрессом. С переходом в другой мир, сознание стремится любым способом продлить свое активное бытие, оно проявляет высочайшую чуткость. Обнаружив возможность проявить себя в новом мире, оно закрепляется и осваивается в нем.

Априорное внимание не корректно отождествлять с самим сознанием. Сознание закрепляет область внимания, но только оно и живет, и благодаря ему живет все остальное.

 

9.1.4 Царство

Далее буду пользоваться понятием "царство". Если супервизор - идеал индивидуального начала, то царство - идеал коллективного. Царство - это коллективное представление абсолютного. Иерархия царств - идеальное представление Мирового Ресурса.

Любви нужна целенаправленная объединяющая сила универсализма Мировых Смыслов - Гнозиса. Но объединить любовь, ее носителей, удается только в царстве - в коллективе высочайшего консонанса смыслов и единодушия.

Царство личностей - это часть культурной среды личностей, управляемая непосредственно супервизором. Супервизор некоторых чад своих отправляет на службу к таким же супервизорам. Полученные через духовный посыл, чада других родителей попадают в царство - обитель любви и гнозиса. Изначально все личности после рождения оказываются в царстве, но некоторые (согрешив) уходят из него. В царстве остаются безгрешные (8.3.2.). Царство пребывает в идеальном мире (10.5).

Важная особенность царства: личный геном (смысловой багаж) его жителей является "Мировым" (4.1.4), учитель царства - сам супервизор, и восхождение в смыслах его жителей протекает синхронно с восхождением супервизора.

Царство лиц взаимодействует только с избранной общиной в составе личности. Эта связь порождает феномен разумного субъекта на базе избранной общины - феномен субъекта личности (8.7.4."Симбиоз").

 

9.1.5 Разумность

В первом приближении я определяю разумность как способность объекта понять, что он делает. Это определение недостаточное, но интуитивно близкое к тому, что хотелось бы выразить. Свойство понимания само неопределенно. Но здесь мы можем опереться на феномен смысла и сказать, что понимание (следовательно, разумность) содержит способность оперировать смыслами. Чем больше смысловой багаж индивида, тем более развита разумность. В частности, смысловая база неразумной особи примитивна.

Смыслы - это реальный компонент процесса мышления. Таким компонентом является также образ живого объекта - образ предмета мышления и общения. Чем разумнее индивид, тем этот образ богаче, насыщеннее, содержательнее; он включает часть раскрытой тайны воплощенного в объекте Замысла.

Разумность содержит оценку адаптивных и иных возможностей объекта. Она предполагает наличие свойств поведения, непрограммируемых и целесообразных с точки зрения оценщика. Разумность включает способность оптимального выбора в условиях многообразных возможностей, в частности, - способность соблюдать нравственный закон. Грех - проявление глупости, раскаяние - проявление разумности, т.е. разумность - это и способность раскаяться.

Осознание объектом "того, что он делает" возможно лишь в контексте происходящего в мире. Оно возможно, если объект понимает, что делают другие. А "что делает он и другие" имеет рациональную и этическую составляющие. Я полагаю, разумность индивида определяется, прежде всего, развитостью его этического чувства.

Повторю сказанное в подразделе 8.3.5."Община" раздела "Пометка" (см. также 8.7.4."Симбиоз").

В общем случае внутренний общественный компонент индивида состоит из царства и множества общин. Они создают два потока воли - очищенного (в царстве) от идей и управляемого (в общине) идеями. Автономия этической воли есть неизбежное следствие присутствия царства. Сфера внимания его динамична и не совпадает с условными ценностями общин, что объективирует внимание духовного свойства, не зависящее от внимания к телу.

Человек и неразумные виды отличаются друг от друга только участием в их жизни царственной компоненты, задающей важный аспект свободы выбора в поведении - выбор смысла. Высшие неразумные формы обладают способностью разбираться в сущности некоторых ситуаций, что означает присутствие в сознании смысловой опоры, но смыслы их статичны. Вариабельность смысла позволяет человеку выстраивать "смыслы над смыслами", искать объяснения, обогащать знания. Статичность же смысла неразумной особи обрекает ее на ограниченность сферы действий.

 

9.1.6 Два тела

Тело исполняет функции: (1) выделения его из окружающего мира  - идентификации организма, (2) целенаправленного воздействия на вещество мира. Существуют два тела: физическое и текстовое. Физическое тело образуется компактным множеством элементов опорного уровня (10.1.2).

Идентификация организма осуществляется физическим и текстовым телами, функция целенаправленного воздействия на вещество реализуется физическим телом. В разговоре о теле нужно иметь в виду: (1) уровень наблюдателя (мезоуровень, уровни лиц, микролей, субмикролей), (2) уровень обладателя тела (личность, лицо, микроль...), (3) пространство обитания.

С точки зрения наблюдателя мезоуровня интерес представляет тело личности в разных мирах обитания. В нашем мире физическое тело личности содержит три структурных компоненты - частицы, клетки, организм; в среднем мире - две компоненты - с-частицы и с-организм; в тонком мире - одну компоненту - т-частицу, которая в нем самом не наблюдается, что можно интерпретировать как отсутствие физического тела. В идеальном мире нет тел.

Культурная среда лиц в составе личности подразделяется на общины лиц, и с каждой общиной ассоциируется особь мезоуровня. Община является основой тела. Идентификация и свойства тела зависят от ряда обстоятельств.

 

Свойства Ресурса определяются состояниями любви и смысла. Максимальное значение любви  и каноническое значение состояния смысла  - Любовь и  Гнозис - достигаются в идеальном мире (10.5). Т.е. основа мироздания - живая. В падшем мире имеет место нарушение этих идеальных значений: Любовь трансформируется в волю, Гнозис в идею, Происходит материализация Ресурса, появляется тело. Носитель Гнозиса - Ресурс - становится носителем смысла - текстовым телом. Даритель энергии Любви - тот же Ресурс - становится источником воли рационального внимания - энергии процесса, называемого "физический".  (Для появления физического тела требуется компактное множество монад опорного уровня.)

Подробнее о теле обитателей разных уровней говорится в главе 10."Миры".

 

9.1.7 Текстовое тело

Текстовым телом особи является общий текст-мотив ее (при условии, что этот текст пребывает в состоянии насыщения). Текст-действие к телу не относится, поскольку он не пребывает во внимании коллектива особей.

Текстовым телом обладают все особи падшего мира. И внимание к нему может быть проявлено в любом мире обитания, но фактически, постоянно проявлено оно в тонком мире. Например, индивид нашего мира обладает текстовым телом (образованным совокупностью индивидуальных текстов-мотивов его лиц), но для него это тело не является предметом постоянного внимания. Скорее всего, оно является лишь носителем "психических" свойств, по которым индивид оказывается "узнаваемым" (10.3.12). Жизнь в физическом теле отвлекает внимание от текстового.

Итак, тексты-мотивы, создаваемые супервизором, образуют текстовое тело особи и обретают постоянное внимание в среде обитателей тонкого мира. Могут быть еще собственные тексты (8.5.9) особей. Эти тексты пребывают во внимании среды обитания данной особи, они не относятся к текстовому телу. 

 

9.1.8 Внимание к физическому телу

Ресурсная точка - элемент  опорного уровня - является также физической точкой (см. 10.1.2 "Ресурсная точка"). Ее динамические параметры (энергия-импульс) "генерируются" самим опорным уровнем (но видны на уровне наблюдателя). Физическое тело образуется компактным  множеством элементов опорного уровня. Оно существует наряду с текстовым.

Разберем это на примере индивида-лица, обитающего в среднем мире лиц, где опорным является уровень микролей. Характеристики физического тела лица определяются совокупностью динамических параметров микролей лица. Община микролей может быть компактной в пространстве микролей, и тогда особь лица будет обладать физическим телом. В этом случае на уровне лиц она обретет внимание к своему физическому телу со стороны таких же обладателей физического тела.

В нашем мире компактность множеств имеет место на двух уровнях - микролей и лиц. Но компактность множеств лиц проявлена в среднем мире, мы его не наблюдаем. Клетку мы видим как совокупность частиц.

Обладатели физического тела образуют свой "мир", в котором особи привлекают к себе внимание таких же особей - обладателей физического тела. Однако они мало внимания обращают на свое текстовое тело. С возрастанием внимания к физическому телу уменьшается внимание к текстовому (к общим текстам-мотивам).

 

9.1.9 Основа текста

Повторю сказанное в разделе "Текст" (8.4). Речь идет о текстах монады "лицо", но относится ко всем монадам. Рассмотрим три типа текста:

  1. Собственный текст лица (8.5.9);  он создается самим лицом.
  2. Индивидуальный текст-действие (8.4.6) лица; он создается супервизором при аттестации лица.
  3. Индивидуальный текст-мотив лица;  он также создается супервизором личности при аттестации лица.

Основой ("материалом", "холстом"...) первого текста является субстанция опорного уровня, из которой лицо "лепит" свое творение, например, - субстанция микролей.

Основой второго текста является супервизор личности.

Основой третьего текста является супервизор лица.

В составе особи личности имеется община лиц. Совокупность индивидуальных текстов-мотивов лиц общины образует общий текст-мотив личности - ее текстовое тело. Если множество лиц общины компактно, то община является одновременно физическим телом особи.

С текстовыми элементами опорного уровня сопряжена ориентация физических частиц в пространстве. В нашем мире уровень лиц не является опорным, и ориентацию с-частиц (как самих с-частиц) мы не видим.

Замечание

Не нужно отождествлять Ресурс (личности), на котором исполняется поступок, с Ресурсом-основой текста.

 

9.1.10 Подсистемы организма

Рассмотрим культурную среду лиц. Она не однородна и состоит из общин. Неоднородность сказывается на обменных связях - в общине обмен лиц микролями протекает активнее, чем между лицами разных общин. Неоднородность возможна и внутри общины, относительно автономные части которой назову подсистемами организма. Связь подсистем между собой сильнее, чем связь общин.

Как зависят свойства подсистемы от мира обитания? Моя гипотеза: функция подсистемы носит универсальный характер. Она по-разному развита и реализована в мирах обитания, что обусловлено особенностями тела, но задача ее не меняется. Набор функций разных подсистем, в целом, постоянен. Он включает движение, потребление, коммуникации и ряд других. Например, руки человека, передние конечности четвероногих, крылья птиц, плавники рыб скорее всего управляются подсистемой одного типа, которую можно условно назвать "руки". И такая же подсистема есть в среднем мире. Организм стремится сохранить состав и структуру функций своих частей при изменении условий существования. Сознание адаптируется к новым условиям, имея привычный инструментарий.

Разделение на подсистемы может осуществляться по многим принципам, обеспечивающим полноту и симметрию адаптивных свойств. Остановлюсь на одном из них - на принципе восприятия информации. Есть два крайних способа восприятия: параллельный и последовательный. Первый способ можно условно назвать зрительным, второй - слуховым. В первом важна пространственная целостность образа, во втором - временная. Эти подсистемы функционируют не только в нашем мире, но и в среднем, где есть и световые, и звуковые аналоги физических процессов. Обработкой сигналов их занимаются одни и те же подсистемы организма - "зрительная" и "слуховая".

Подсистемы - это составляющие функциональной структуры общины. Для нормальной жизнедеятельности организма особи община лиц, образующая организм, должна быть полной, т.е. иметь все подсистемы.

 

9.1.11 Два супервизора

Супервизоры - носители Мирового Сознания. Множество супервизоров вселенной образует иерархию, возглавляемую Абсолютом. Все супервизоры исполняют одну универсальную последовательность смыслов.

Для любой монады существует два главных  супервизора: внешний - культурной среды, в которой пребывает монада, и внутренний - супервизор среды, образующей монаду. (Например, для личности - это супервизор среды личностей и супервизор среды лиц личности.) Внешний супервизор приходится внутреннему Родителем. Их зоны влияния и ответственности пересекаются внутри монады. Но влияние внутреннего супервизора здесь сильнее, чем внешнего. (Супервизор создает монады своей среды.) Этим объясняется тот факт, что могущество любого супервизора ограничено. В частности, если в среде лиц усиливаются безнравственные процессы, то супервизор личностей может их лишь слегка ослабить; без подавления их внутренним супервизором остановить эти процессы невозможно.

Этическое состояние монады зависит от развития процессов, направляемых внутренним супервизором.

Отмечу важное обстоятельство: монада опорного уровня  представляется по-разному, как управляемая внешним или внутренним супервизорами. Управляемая внешним супервизором, она представляется объектом реального (наблюдаемого) мира, а управляемая внутренним супервизором - трансцендентного. Например, объект "частица" в нашем наблюдаемом мире управляется внешним (для объекта)   супервизором. Тот же объект "микроль" в трансцендентном мире управляется внутренним супервизором. Дуализм картины мира вероятно  обусловлен наличием у монад опорного уровня  двух супервизоров - внешнего и внутреннего.

продолжение физики

 

 

К началу

 

Дата последней коррекции страницы: 02.09.17