К началу

Лев Чиворепла
АНТИКРЕАЦИОНИЗМ ИДЕАЛИСТА

(исправленный вариант)

 

В статье использованы материалы книги "ОБРАЗЫ СУЩЕГО". 

 

Википедия дает такое определение: "Креационизм (от лат. creare — создавать) — философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством."

Креационизм позиционирует себя как научное течение, но научную аргументацию он использует только в критике эволюционизма. Можно подумать, что идеи креационизма вполне приемлемы для верующего человека, но это не так. Фактически, философия креационизма основана из одном фундаментальном положении религиозной аксиоматики, а именно, на вере во всемогущего Бога. Это представление опирается на библейский догмат о сотворении мира и последующем непосредственном участии Бога в делах людей.

Однако всемогущество Бога не исключает его отсутствия в делах "мира кесаря". Мир наплодил нечистоты, среди которых Богу нет места. Он чист и не живет в интригах нашей жизни. Ему чужды наши материальные интересы. Он участвует только в нравственных отношениях людей.

В целом, корректная мировоззренческая доктрина, на мой взгляд, такова: Сознание первично, но в глубинах его произошло драматическое событие, условно называемое "падением", повлекшее за собой возникновение относительно самостоятельного феномена - материи. Материя - это след падения, а не продукт творчества сознания. Незаконно рожденное дитя (материя) обрело ту свободу, которую и видит материализм.

Мне понятно настроение человека, который неприязненно относится к идее божественного творения всего. У меня точно такая же неприязнь, однако я не материалист. Вот моя позиция:

Отрицание идеи креационизма вовсе не есть утверждение мировоззрения материализма (как и деизма и пантеизма). Оно лишь означает, что в познании материальных превращений можно и нужно использовать материалистические принципы, ставшие основой науки. Но сочетание этих принципов с метафизикой порождает самостоятельную идеологическую проблему - проблему генезиса материи, общий смысл которой определен понятием "падение". Последнее также не может быть предметом креационизма, поскольку предполагает явление, возникающее вопреки "разумному замыслу". В работе "Образы сущего" (в главах, представляющих метафизику живого универсума) дается модель генезиса материи на уровне физических частиц (а также клеточной структуры). Она фактически описывает становление мирового дуализма.

Итак, креационизм есть порождение догмата религии о божественном творении материального мира. Подчеркну, однако, что я не противопоставляю себя намеренно какой-либо религии. Пусть это выглядит не логично, но меня эта проблема не интересует: я отвергаю лишь определенный догмат.

 

Ссылки:

Статья " Размышления об идеализме"

    http://www.chivorepla.narod.ru/art_ideal.htm

Книга "Образы сущего"

    http://chivorepla.narod.ru/

 

Статья написана летом 2007 года.  Дата последней коррекции: 29.09.17