К началу

 

8.6 МЕСТО

Атомарность

Вместилище

Коллективные смыслы

Время

Интегральная характеристика

Античастица

Законы материального мира

Обменное действие

Волновая функция

Существование частицы

Компактность

Обретение места

Клановый консерватизм

Искривление вместилища

Главная процедура

 

Модели, включенные в данный раздел, относятся к основам физики.

 

8.6.1 Атомарность

Структурность материи, атомарность и одинаковость частиц - серьезнейшая проблема науки. К этому примыкает проблема физической "точки", которая формально есть точка математическая.

Поскольку мировой Ресурс в нашей модели иерархичен, проблема структурности отчасти снимается, но остается вопрос "точки", который звучит так: "Почему элементарным кирпичиком наблюдаемого материального мира является физическая частица?" Правильно задаться также вопросом: "В чем причина феномена точки вообще?" В физике живого универсума мы сталкиваемся с явлением "Ресурсной точки", содержащей супервизора.

По мере "деления" Ресурса на все более "мелкие" части мы мысленно погружаемся вглубь иерархии уровней жизни. На каком-то этапе этого погружения мы, вероятно, увидим, что свойства материи напрямую зависят от этики поведения разумных монад, мы обнаружим, что понимание этих свойств тождественно пониманию жизни непосредственно. В этом пункте погружение остановится, ибо понимание жизни возможно лишь в образах и понятиях самой жизни. Дальнейшее "деление" так же бессмысленно, как деление разума на части в попытке понять его поведение. Уровень ("опорный"), на котором произойдет остановка, является уровнем "генерации" динамических параметров физических элементов.

О "Ресурсной точке" говорится в главе 10."Миры".

 

8.6.2 Вместилище

Вместилище - это физическое пространство-время. Ранее (см. 8.5.6) мы определили физические параметры энергии-импульса частиц, "генерируемые" культурной средой (8.2.9). Тем самым определяется инерциальная система, координаты скорости частицы в которой выражаются соотношениями: Vx = Px/E,  Vy = Py/E,  Vz = Pz/E (константа скорости света принята равной 1). Назовем эту систему частной.

Рассмотрим множество культурных сред микролей. Совместим точки начала координат частных инерциальных систем. В качестве начала отсчета времени выберем начальный момент  времени слоя. Будем полагать, что пространство описывается построенной таким способом системой.

Неопределенным осталось начальное расположение частиц в пространстве. Можно считать, что, вследствие накопления суммарного внимания к текстам, частицы "разбегаются", изначально находясь в относительно малых "вместилищах". Идеально - в точках. Эти точки и совместим.

Расстояние во вместилище определяется через интегральную характеристику (8.6.5).

Замечание 1

Определение вместилища зависит от выбранного уровня культурных сред (в данном случае выбран уровень микролей, 10.1.2).

Замечание 2

В компактных (8.6.11) множествах частиц наблюдаемые относительные скорости частиц имеют близкие значения (ввиду компактности), хотя сами множества могут перемещаться с большой скоростью и находиться на удалении от начала.

Замечание 3

Следует подчеркнуть, что движение микролей в своих "пространствах" обитания произвольно, и каковы эти "пространства", мы не знаем. Наблюдаемые динамические параметры движения инициированы лишь информационными процессами, порождающими вместилище. Почти везде во вместилище окажутся частицы разных культурных сред.

 

8.6.3 Коллективные смыслы

Существует два принципиально разных выразителя смысла - индивид и коллектив. Во втором случае смыслы являются стержнем общения; уровень разумности общения задается уровнем смыслов. Поскольку личность содержит коллектив лиц (а микроль - коллектив субмикролей), то, фиксируя внимание на индивиде, мы можем условно назвать смыслы индивида внешними, а смыслы его внутреннего коллектива лиц - внутренними. В идеале, коллективные смыслы среды должны совпадать со  смыслами Мирового Генома (4.1.4), но в падшем мире смыслы среды отстают от мировых гностических, и   это со временем чувствует почти каждый.

 Коллективные смыслы меняются значительно медленнее, чем смыслы члена коллектива. Проникновение идей в сознание членов социума лишь постепенно охватывает все слои общества, и этот процесс инерционен. Состояние коллективных смыслов может оставаться неизменным или сохранять тенденцию изменения на протяжении большого периода истории социума. Эта тенденция в падшем мире может быть отрицательной, и тогда социум пребывает в состоянии "исторически реверсивного движения".

Коллективные смыслы формируются как синтез внешних поведенческих смыслов членов коллектива. Последние являются элементами Мирового Генома,  актуализированными за период от начала слоя до текущего мгновения.

 

8.6.4 Время

Сделав один шаг, человек преодолевает расстояние, которое муравью надо, условно, преодолеть за 1000 шагов. Если для человека - это одно событие, то для муравья 1000 событий. Приблизительно так и определяется соотношение интервалов времени особей.

Построения наши основаны на том, что слой - это особый универсальный фрагмент истории всей иерархии Ресурса. Жизненные процессы микролей идут быстрее процессов личностей. Предположим, лица живут в N1 раз интенсивнее личностей, а микроли в N2 раз интенсивнее лиц Значит, микроли живут в  N1N2 раз интенсивнее личностей.  (Для простоты положим N1 = N2. = N). В масштабах уровня лиц время слоя лиц в N раз (микролей, соответственно, - в N2 раз) больше времени слоя личностей. (О возможном ограничении числа уровней см. 9.4.2."Чистая личность" и 9.4.3."Старшие уровни").

 

Время - категория следования. Какова природа следования? Ответ мы находим в феномене смысла. Смысловой геном (4.1.4."Смысловой геном") последователен, универсален. Выстраивание смыслов в последовательность означает, что для любых двух смыслов можно указать, какой из них высший. Сам порядок следования оправдан объективным обстоятельством: смыслы поведения вообще порождены Абсолютом, и супервизор среды знает гностическую последовательность их восхождения. Время слоя ассоциируется с созиданием смыслов Абсолюта. Слой жизни имеет начало и конец. В начале слоя рождаются новые монады, в конце осуществляется Суд.

Сказанное относится ко всем уровням иерархии жизни. Т.е. одна и та же последовательность смыслов Абсолюта реализуется на каждом уровне. Назову соответствующее ей время мировым. Масштаб мирового времени на разных уровнях разный. Например, лица проживают в N раз интенсивнее личностей, и темп смыслового восхождения на уровне лиц в N  меньше. Так соотносятся временные интервалы однотипных процессов двух уровней.

 

Мировое время является  "каноническим". Как правило, имеет место реальная последовательность коллективных смыслов среды, которая не совпадет с гностической (мировой).  Реальная последовательность состоит из элементов гностической. В разных культурных средах одного уровня следование смыслам реализуется по-разному. Отклонение чередования смыслов от гностической последовательности есть элемент падения. Даже появляется возможность реверсивного смыслового движения, когда смыслы среды не растут, а "падают", и этом случае монада, содержащая среду, ведет себя, как живущая в реверсивном времени. В частности, со смысловой последовательностью культурной среды лиц ассоциируется собственное (органическое) время личности. Личность  свои процессы ощущает в собственном времени, а процессы окружающего мира - в реальном (физическом), которое является вариацией мирового.

 

Замечание

Одна и та же последовательность смыслов Мирового генома реализуется на всех уровнях иерархии жизни. Время ее полной реализации - это время слоя.  Оно, по часам уровня, увеличивается с погружением в глубь иерархии. В нижних уровнях всякий смысл Мирового генома долго присутствует в поведении монад.

 

8.6.5 Интегральная характеристика

В определении энергии-импульса частицы я использую так называемые мгновенные значения (8.5.7) внимания к микролю. Отношение мгновенного значения импульса к энергии микроля есть скорость (мгновенная) микроля. Произведение скорости на приращение времени есть приращение пути. Сумма значений этих приращений пропорциональна длине пройденного частицей отрезка пути во вместилище. Скорость есть оценка доли энергии внимания среды в полной энергии внимания к микролю. Она характеризует общий интерес к нему среды. Суммарное (по времени) значение этих долей является показателем интенсивности присутствия микроля в жизни. Я буду эту сумму называть интегральной характеристикой микроля.

Интегральная характеристика получает две оценки - внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю оценку осуществляют микроли; она имеет социальный статус и сродни обретенному богатству в среде микролей. Внешняя - дает оценку расстояния и порождает метрику пространства мезоуровня. Если какие-то частицы оказались в данный момент в одном месте пространства вместилища, то соответствующие микроли имеют одинаковые интегральные характеристики, что дает им возможность быть равными партнерами общения - между ними обмен наиболее благоприятен (см. 8.6.13). И наоборот: равенство интегральных характеристик микролей интерпретируется как пребывание частиц в одной точке вместилища.

 

8.6.6 Античастица

Рассмотрим диаграмму, изображенную ниже. Ось физического времени направлена вверх, ось пространства - вправо. В точке A происходит аннигиляция электрона и позитрона с образованием фотона, в точке B фотон распадается на электрон-позитронную пару. На самом деле, в реакциях участвует большее число фотонов, но я буду сейчас говорить о лептонах.

Все три лептона  (два электрона и позитрон) разные, но можно предположить, что им соответствует один микроль, который от A к B движется "вспять" (время направлено в обратную сторону). Я полагаю, что так и есть - имеется лишь один микроль "лептон", дважды взаимодействующий с фотонами. На что же тогда указывают стрелки, расставленные вдоль его траектории? Они указывают на направление собственного (8.6.4) времени микроля. Течение этого времени задается движением смыслов в культурных средах субмикролей. Возрастание от В к А физического времени сопровождается "реверсом" собственного времени позитрона на этом интервале.

Движение смыслов в культурных средах происходит неравномерно, варьируясь вокруг усредненной линии восхождения. "Смысловое падение" имеет относительно высокую вероятность на нижних уровнях Ресурса и обусловлено: (1) увеличением наблюдаемой в мезоуровне интенсивности проживания монад нижних уровней и соответствующим увеличением их времени слоя (8.6.4); (2) уменьшением темпа смыслового восхождения индивидов нижних уровней иерархии в их времени; (3) замедленным изменением коллективных смыслов.

На уровне микролей (в их времени) случается реверсивное движение в средах субмикролей, когда коллективные смыслы субмикролей "падают".

Но почему одно направление времени мы называем "прямым", а другое "инверсным"? Ответ: "прямое" - есть направление времени слоя, в котором возникают смыслы Абсолюта. Это направление известно всем супервизорам.

 

Обратимся снова к нашему рисунку. В промежутке времени между В и А живут три экземпляра микроля: два - как обычно, а один "в инверсном времени". Все они обретают полноценное внимание среды и все отдают свое внимание среде. Но сосуществование разных экземпляров микроля в одной среде невозможно. Напрашивается гипотеза: "для себя", в своем времени, микроль живет последовательно, мигрируя из одной среды в другую; в точках А и В траектория частицы прерывается миграцией. Приведенный рисунок, таким образом, отражает факт проживания микроля в трех культурных средах. Одновременно разные экземпляры микроля могут жить только в разных средах.

 

8.6.7 Законы материального мира

Платонизм утверждает первичность идей, их априорную встроенность в реальность. Но даже в идеализме это положение не всегда носит абсолютный характер. Я полагаю, абсолютность (божественность) идей имеет место только в духовной сфере, в сфере отношений разума. Что касается идей всего остального, то их создает разум, развивая, гиперболизируя, оформляя.

Нам говорят: "Если мы на основе наших знаний получаем практический результат, значит знания верны". Но ведь даже неточное знание дает эффект. Так, не зная звуковых частот, мы наслаждаемся музыкой. А точное знание может и не иметь "практической" пользы. В песке колоссального числа вариантов идеализации обнаруживаются золотые песчинки далекой правды. Все наши знания оказываются не точными, но мы окутаны туманом идей. Однако человек стремится к знанию, ибо знание самоценно.

 

Можно сказать, что в основе законов материального мира лежат универсальные мировые смыслы (см. главу 4), ибо смыслы регулируют отношения монад, а поведение монад объективирует материальный мир. Смыслы привлекаются разумом, и всякое действие в мире пронизано (выстроено) поступками разума. Все сущее есть плод созидания, и поведение материи есть мозаика наложения друг на друга большого множества поступков. В частности, универсализм рациональной логики свидетельствует об универсализме итога указанного наложения, т.е. - о наличии законов материи.

Присмотримся внимательно к структуре указанной мозаики. Как мы знаем (см. первую главу книги), есть два шага всякого разумного действия - выбор и движение по выбранному направлению. Движение реализуется "роботом" природного закона. Закон говорит, как будет развиваться движение после выбора. Но в процессе движения участвует многоуровневая подструктура иерархии жизни, где всякое движение также состоит из мозаики разумного выбора и вывода (разветвляется, наподобие фракталов). Получается своеобразная "матрешечная" конструкция: движение выстраивается как совокупность множества шагов выбора и вывода, - совокупность, в которой шаги вывода устроены точно так же. Повсеместный выбор оказывается здесь главной сутью, пронизывающей движение насквозь. (Микро-выбор влечет макро-вывод.) Поскольку выбор не всегда носит нравственный характер, движение чревато отклонением от гностической смысловой последовательности. В повсеместно повторяющихся ситуациях повторяется и движение. Эту повторяемость можно квалифицировать как закономерность.

Поскольку популяция особей воплощена в тело данного вида, она использует общие природные ресурсы, что предполагает определенную одинаковость поведения. Жизнь особи диктует, в частности, универсальный выбор в борьбе за избыточный материальный ресурс. Зло и добро - ключевые направляющие поведения, задающие все разнообразие видимых процессов. И если мы видим закономерности, то это лишь говорит о статистической устойчивости усредненного поведения падшего мира.

Законы - суть сплетение гностического нравственного следования с постоянством отпадения (от последнего) в выборе реального следования. Там, где нет отпадения, действуют смыслы Бога. Там, где есть, - законы обретают мрачный оттенок мировой трагедии. Однако мы не видим этого оттенка, если он таится в глубине мировой субстанции (скажем, на уровне микролей). Так, маршал не обязательно переживает из-за гибели каждого второго солдата своей армии. Ему важен итог сражения. Законы Ньютона - такого рода обобщение, и, например, математика колебания маятника именно эти обобщения отражает.

Метафизика не "отменяет" рациональные идеи типа "инерциальная система"; но она углубляет наше познание, указывая на первоосновы мира.

 

8.6.8 Обменное действие

Между монадами возможны два типа действия: обменное и информационное. Поговорим о первом. С ним ассоциируются две взаимообусловленные операции: "миграция" и "близкодействие".

Продолжение темы см. в подразделе 8.8.3.

 

8.6.9 Волновая функция

Микроль является "точечным" компонентом Ресурса нашего мира (он представлен частицей). Аналогичное утверждение относительно субмикроля неверно, несмотря на то, что он формально входит в состав микроля. Субмикроль не только не имеет своего места в нашем мире, но и не имеет геометрического отображения вообще (он не точка и не фигура). Можно сказать, он везде во вселенной, ибо при любом расположении микролей субмикроль может мгновенно мигрировать (см. 8.2.11) из одного микроля в другой. Единственная характеристика его, которая имеет отношение к геометрии вместилища, - текст-мотив описания поступка, инициировавшего пометку субмикроля (см. раздел 8.4."Текст"). Она влияет на импульс микроля.

Все это своеобразно отражается на свойствах микроля. Будучи "точечным" объектом, частица (микроль) оказывается способной участвовать в близкодействии с любой другой частицей культурной среды. Получается так, что "везде присутствие" субмикроля, которого мы "не видим", инициирует "везде присутствие" частицы, которую мы "видим".

Возникает вопрос: как соотносится указанная неопределенность с интегральной характеристикой микроля? Мы должны учитывать два факта одновременно: (1) микроль пребывает во внимании среды, и это внимание генерирует его импульс, интегральное значение которого порождает феномен пространства, и (2) микроль может иметь мгновенное близкодействие путем обмена субмикролями с любыми другими микролями культурной среды микролей. Параметр местоположения оказывается полезным, например, когда мы рассуждаем о близости частиц.

 

8.6.10 Существование частицы

В подразделе 8.5.7."Возобновляемый импульс" говорилось о том, что импульс обретается микролем на время, пока микроль оказывается во внимании среды. Что тогда означает факт отсутствия внимания к микролю в течение некоторого времени? Ведь импульс здесь - не сохраняемый, а возобновляемый параметр. Формально это означает отсутствие частицы. Подчеркиваю, не микроля, а частицы. Таким образом, метафизика живого универсума допускает возможность непостоянного существования частицы при постоянном существовании микроля. Частица существует только в то время, когда микроль оказывается во внимании среды микролей, т.е. частица существует "пунктирно".

Но среда интересуется не просто общими текстами микроля, а насыщенными суммами текстов, поэтому существование частицы зависит от наличия в составе микроля множества субмикролей, обеспечивающего насыщение текстов-мотивов. Микроль, в котором такие множества есть, буду называть "представленным частицей" (или "видимым");  микроль, в котором такие множества отсутствуют - "не представленным частицей" (или "невидимым"). Здесь я высказываю гипотезу: множество микролей, "не представленных частицами", образует так называемый физический вакуум (8.8.4). Постоянно протекающие обменные процессы меняют состояние насыщенности текстов-мотивов, поэтому возможен спонтанный выход микроля из физического вакуума и переход в него.

Вышесказанное относится к общим текстам-мотивам  микролей, но оно распространяется и на тексты-действия, однако состав этих текстов не зависит от миграций субмикролей и внимания среды, поэтому в отличие от параметра импульса, отсутствие насыщенности текстов-действий не означает отсутствие частицы, а означает нулевое значение массы.

Замечание 1

Инерциальную систему отсчета координат частицы можно выбрать так, чтобы частица обладала в ней нулевым импульсом. Но нулевое значение импульса не означает отсутствие внимания среды к микролю, не является индикатором принадлежности его к вакууму.

Замечание 2

Наблюдаемый (в образе частицы) микроль обменивается субмикролями не только с "видимыми" микролями, но и с "невидимыми" микролями физического вакуума.

Замечание 3

Данная модель, возможно, описывает не вакуум, а так называемую "темную материю".

 

8.6.11 Компактность

Так соборы кристаллов сверхжизненных

Добросовестный луч-паучок,

Распуская на ребра, их сызнова

Собирает в единый пучок.

(О. Мандельштам)

Приступаю к описанию важного понятия. Будем говорить, что множество (община или культурная среда) имеет компактное представление, если совокупность частиц, соответствующих ее микролям, сосредоточена в ограниченной области (т.е. микроли имеют близкие интегральные характеристики). Частицы взаимодействуют в соответствии с реальными свойствами микролей, воспроизводя информацию и сложность процессов среды микролей, демонстрируя картину их протекания. Такое имеет место, например, в феномене живой клетки (см. 9.2). При этом мы ничего не можем сказать о расположении самих микролей в каких-либо пространствах.

Культурная среда - это социум. Но, за редким исключением (исключение - компактная среда), мы ее, как таковую, не наблюдаем, а видим, в основном, случайный набор частиц разных сред. Частицы среды перемешиваются с частицами других сред, сложность ее "размазывается" по вселенной. Таково основное представление материи во вместилище.

(См. также  10.3.16)

 

Иллюстрация

Школьников класса переписали по фамилиям на бумажках - одна бумажка соответствует одному школьнику. Бумажки всех классов рассыпали по школьному двору. Классы обрели рассредоточенное (по двору) представление в бумажках. Но могло оказаться так, что бумажки одного класса собрались в одном месте, и тогда мы говорим, что класс обрел компактное представление. Однако в любом случае класс остается в своем мире незыблемым образованием. В нашем примере школьник - это микроль, бумажка - физическая частица, класс - культурная среда микролей в составе лица.

 

8.6.12 Обретение места

Мы могли бы говорить, что вместилище виртуально, но мешает исключение - компактное состояние. В некоторой области пространства культурная среда микролей получает собственное ограниченное место расположения своих частиц и, через процессы взаимодействия, обретает стимулы размещения в этой области.

Попробую описать эти стимулы. Совпадение места размещения частиц некоторого множества микролей означает, что, достигнув одинакового состояния смыслов, микроли за свою историю существования обрели одинаковый объем и структуру суммарного внимания мира (одинаковые интегральные характеристики).  Внимание - главный ресурс разума. Возможно, культурная среда, собрав микроли с одинаковым багажом обретенного внимания, стремится и дальше сохранить такое равенство. Это стремление становится главным стимулом поведения, и среда микролей начинает себя вести, как организм, у которого есть цель сохранить себя, - цель, реализуемая в пространстве, формально выстроенном процедурой порождения вместилища.

Важно то, что компактное состояние является оберегаемой ценностью культурной среды. В ситуации, когда (например, в семействах, 9.2.2) встречаются две среды в двух различных состояниях компактности, и возникает необходимость приведения их к общему состоянию, верх одерживает компактность, а не рассредоточение.

 

8.6.13 Клановый консерватизм

Я пока говорил про обмен микролей одиночными субмикролями. Но в культурной среде есть коллективы, активно участвующие в общественной жизни, отражая в своих меньших масштабах многие свойства социума. Таким коллективом, в частности, является клан субмикролей в составе микроля. Подробнее о кланах мы будем говорить в разделе 8.8."Взаимодействия" (подраздел 8.8.2). Пока нам важно, что клан - это коллектив субмикролей, наследующий некоторые свойства микроля, в частности, интегральную характеристику. Речь идет о стремлении сохранить ее при миграции клана.

Интегральная характеристика заключает в себе важный итог жизни микроля, который сродни обретенному авторитету и признанию. Клан пытается унаследовать статус признания микроля и переместиться в микроль, где этот статус такой же. По этой причине в обмене кланами существует тенденция соблюдения равенства интегральных характеристик взаимодействующих микролей, что объективирует совпадение их местонахождения во вместилище.

Однако причины миграций кланов в ряде случаев могут оказаться сильнее их консерватизма, поэтому речь идет только о тенденции. Точное совпадение интегральных характеристик случается нечасто.

 

8.6.14 Искривление вместилища

Два фактора - внимание культурной среды микролей и обмен субмикролями - влияют на характер перемещения микролей. В культурной среде сумма накопленного внимания к микролю имеет аналог "социального статуса", и естественно предположить, что общение микролей в социуме по этой причине неоднородно; оно преимущественно протекает в рамках групп индивидов равного социального положения и ослаблено - между индивидами различного. В нашем случае близость интегральных характеристик означает близость социального положения и повышенное внимание друг к другу.

Рассмотрим культурную среду микролей, частицы которой равномерно рассредоточены в некоторой области мирового пространства. Поскольку источником и потребителем внимания являются микроли этой среды, то, в среднем, каждый из них получает внимание, равное вниманию одного микроля. Каждому внемлют многие (идеально, все), но сумма внимания к нему, практически, оказывается равной некоторой условной единице "удельного внимания" (это сумма всего внимания среды микролей, поделенная на количество микролей).

Пусть теперь в среде есть два микроля, имеющие равные интегральные характеристики. Их взаимное внимание, по причинам, указанным выше, будет повышенным. Для простоты рассуждений, предположим, что они свое внимание полностью отдают друг другу. Их внимание будет вычтено из общего внимания среды, но поскольку число членов среды велико, то реально это не повлияет на величину удельного внимания. Получается, что сближение двух микролей почти вдвое увеличивает величину обретаемого ими внимания (ибо "удельное" им тоже достается). На самом деле, для цели наших рассуждений достаточно, чтобы сближение микролей хоть немного увеличивало их взаимное внимание.

Этот пример показывает, как неоднородность распределения частиц в пространстве порождает неоднородность внимания, увеличивая его в местах сгущения и ослабляя в местах разряжения. Поскольку обретенное внимание задает импульс, то указанная неоднородность означает неоднородность скорости "свободного" движения частиц в пространстве. В этом факте скрыты причины внутренней кривизны вместилища.

Замечание

Количество микролей в составе культурной среды микролей ограничено, и существует во вселенной такая область, внутри которой оказываются все частицы этой среды. Назовем ее "регионом среды" (10.1.6). Внимание среды обращено только к членам среды, следовательно, описанное выше искривление траекторий движения частиц в пространстве зависит только от микролей данной среды (это относится и к компактной среде). Но косное физическое тело принадлежит многим средам, поэтому гравитационное притяжение между телами есть общий итог искривления поля  внимания микролей многих сред.

 

8.6.15 Главная процедура

Инерциальная система - суть математическая абстракция. Физики ищут инварианты, от нее не зависящие. Такие инварианты называют законами природы. Взаимосвязь инерциальных систем и поиск инвариантов  осуществляет математический аппарат физики. Он показывает, как координаты, интервалы, импульсы и т.д. меняются при переходе от одной системы к другой. Но физика не задается вопросами: Что такое расстояние, время, импульс собственно? Ответы на эти вопросы и не могут быть найдены в монистической картине мира. Именно на них я пытаюсь ответить в дуалистической модели.

Рассмотрим две частицы, движущиеся с разными скоростями. Как формируются и вычисляются параметры движения одной частицы в системе координат другой? Можно высказать предположение о существовании некоторых "относительных" параметров энергии и импульса, описывающих поведение одной частицы в системе наблюдения другой. Но мы не знаем, что собой представляет "относительное внимание среды". Такого феномена нет. В дуалистической картине внимание микролей проявлено в "исходном" (трансцендентном) мире.

Внимание микромира и импульс связаны процедурой порождения (объективации) импульса. Эта процедура не является физическим законом или объектом, не представляет собой ясно детерминированный инструмент преобразования. Скорее всего, ее можно уподобить языковой трансляции, переводящей описание "исходных" процессов внимания в описание механических параметров.

В описании связи двух реальностей мы различаем: (1) обстоятельства возникновения и существования частицы, включая представление микроля в виде "физической точки", и (2) вариации количественных оценок динамических параметров частицы. Первый фактор не зависит от инерциальной системы. Что касается второго фактора, то математика здесь сухо, эффективно выражает принцип симметрии, который несомненно должен иметь место при полном равноправии систем отсчета. Математика выражает этот принцип без детализации причин возникновения параметров частиц (как формула описания падения тела - без детализации причин падания). Мне же важны именно причины и обстоятельства, важно осознавать, что в основе становления этих параметров лежит процедура, имеющая статус метафизической трансформации.

 

продолжение физики

 

К началу

Дата последней коррекции страницы: 20.06.20