Важнейшим разделом концепции трактата является отношение Абсолюта к материи. Конечно, истоком всего в мире является Абсолют. Но нас интересует не то, "из чего сделана" материя, а то, кем и как она произведена. Раб может воспользоваться золотом хозяина, но он его мог и украсть. Материя - след неуместного деяния тварного разума (всей популяции разума), результат незаконного использования той жизненной "праны", которая была дарована Абсолютом.
Мысль о том, что вся наблюдаемая материя создана совместными усилиями обычного разума, кажется фантастичной. Однако ее отрицание является величайшим заблуждением почти всех религий мира. В трактате подробно описан механизм порождения материи, но сейчас меня интересует нравственная сторона проблемы. Я полагаю, что нет оснований и веских причин предполагать, что материю создал непосредственно Абсолют. Поскольку эта проблема многоаспектная, я решил изложить ее в форме диалога.
Человеку свойственно обожествлять все, что ему нравится. Ему нравится, порой, и вино, и курево, и секс, и упоение властью, и многое, многое другое. Ему вообще нравится житие во плоти.
Собеседник: Итак, что же Бог сотворил?
Автор: Он сотворил Нравственный Закон и Разум и наделил Собой Разум.
С: И все?
А: Этого достаточно. Вселенная образовалась как вселенная разума. Все остальное возникает через разум, действующий от себя и от Него. Все остальное - трагедия самости и победа добра. Мир велик, но не весь прекрасен, а с Богом - только прекрасное. Говоря об отношении Бога к материи, я подчеркиваю неучастие Бога в непосредственном ее созидании. Наблюдаемая материя - результат падения тварного разума мира, но все ее процессы протекают на "теле" Абсолюта.
С: Говорят, материю Бог сотворил для того, чтобы человек, со временем, облагородил ее в гармонии с духом.
А: Т.е. Бог, создавая мир, как бы не завершил, не достроил его, оставив работу человеку. Похоже на то, как, если бы, прежде чем родить дитя, Отец заготовил игрушки, чтобы дитя могло позабавиться.
С: Существование грандиозной вселенной галактик и метагалактик объясняют антропным принципом: Вся вселенная есть предпосылка возникновения земных условий для существования человека в его плоти.
А: Мы же надеемся, что идеальное воплощение разума в веществе, которое в перспективе ожидает мир, является также устойчивым состоянием вселенной. Почему Бог не сотворил его сразу повсеместно? Неужели из опасения, что человеку ничего не останется для работы?
С: Да нет, Бог так и создал, - именно идеальное воплощение. И весь мир был для Разума. Бог вначале создал материю, развел в ней живность и подготовил приход человека - носителя нравственности.
А: Но живность сразу стала поедать живность (обычные органические превращения); выходит, Бог подготовил мир борьбы и мучений, где нравственность человека сразу подверглась тяжкому испытанию.
С: Может быть, Бог сотворил материю как среду общения, как условие, необходимое для реализации творчества и свободы? О какой свободе, о каком нравственном выборе может идти речь, если нет материи для реализации выбора?
А: Греховными могут быть любые действия. Ты же утверждаешь, что действия вообще могут быть только материальными.
С: Всякое переживание, всякая мысль должны иметь материальное "сопровождение".
А: Полагаю, что сознание первично, следовательно, и сознательное действие первично, а значит, оно может быть греховным без "сопровождения".
С: Мы привыкли к мысли о Божьем творении всего.
А: Нас подавляет грандиозность мира. Но разве Бог в количестве? Да нет же. Он куда более величественен. Он в Любви, а Любовь и Гнозис не видны, но они в сердце мира. Материя - атрибут богатства, а Бог нищ. Материя - след греха, а Бог чист. Материя - это прах, а Божье - Разум. Вся материя вселенной конечна, а личность бесконечна.
С: Через творение Бог Себя проявил, без мира нет Его, хотя Он и вне мира. Самопроявление было сутью акта творения.
А: Творение разума - вот самопроявление. Нравственный закон был главным, следовательно, и первоочередным деянием. А вне разума он не имеет жизни.
С: Материя, вероятно, создана на благо разуму, но разум должен пользоваться ею умеренно, осторожно, не покоряясь вещизму и соблазну обогащения.
А: Что же это за благо, если им нужно пользоваться умеренно, дозированно? Разве мы ограничены в любви и добре? А ведь стоит нам поддаться искушению материи, как сразу попадаем в цепкие объятья дьявола. Телесно мы связаны с этим миром, где в каждой точке радость рождения и раскрытия сочетается с тоской увядания и смерти. Красота материи - красота вожделенная и угрожающая.
С: По-твоему, Бог создал бестелесные личности. Неужели Он хотел создать идеальный мир бестелесных существ?
А: Далее будет рассказано о Ресурсной плоти. Такова плоть этих существ. Но если говорить о материальном теле, то да, именно так. Он желает только идеального.
С: Слышал такое: Людям дано было шесть тысяч лет самим управлять миром с тем, чтобы убедить их в невозможности жить независимо от Бога. Лишь колоссальные жертвы заставят вернуться к Богу.
А: Это похоже на то, как кто-то лишает малыша пищи, чтобы убедить его в невозможности жить без родителя. И вообще, странная логика: Многие поколения людей принесены в жертву ради урока нынешним. Чем одни хуже других? Кроме того, тут признается факт неучастия Бога в делах мира.
С: Некоторые говорят: "Если тварная личность избрала зло, оно уже было в сотворенном мире".
А: Зло - не объект, а действие. Объекта "зло" в тварной вселенной не было, а потенция злого действия - атрибут истинной свободы личностей. Мир возможен, как симметрия противоположных начал, но для реального существования мира эта противоположность должна оставаться лишь во внутренней потенции, над которой царит согласованность и благожелательность.
С: Бог благ и дал нам свободу.
А: Свобода может считаться данной (дарованной), если есть возможность ее отнять. Однако Благость "не может" отнимать, поэтому отпадение от Нее - это предательство. Зло - есть предательство Благости и любви.
С: Абсолют берет на себя грехи мира; почему бы ни сотворить и косность, прибавив ее к числу "грехов" Своих?
А: Потому что косное суть объект, и творение косного - нечто чрезмерное, не свойственное Богу, тому Богу, который нам понятен. Все объясняется и без того.
С: Еще говорят: "Материя была иной, но она изменилась с падением Адама".
А: Физика не знает иного состояния материи.
С: Твой подход прост: ты у Абсолюта "отнял" Материю, оставив Его наедине с Идеальным.
А: Именно так. В этом и заключается мировоззрение этического максимализма. Всякая идеализация материального есть фальшь, заводящая в тупик противоречий и досады неудовлетворенности. Правда не сложна, сложны заблуждения.
С: Наверное, я нашел не все аргументы, другие оппоненты приведут более убедительные доводы возражения.
А: Усложненные представления о замысле Творца обусловлены попыткой шестодневом объяснить возникновение вселенной. Священная Книга продиктована Богом, но писали ее люди, имевшие свои понятия о мире и звездах. Ценность ее не в букве, а в духе.
С: Лучше вообще не задумываться о замысле Творца; не нашего ума это дело.
А: Смотря, какая вера. Этическая логика ставит человека в центр вселенной. Если Бог материю не творил, а мы говорим, "творил", представь себе, насколько это оскорбительно для Него.
С: А если, действительно, творил? Разве не трагично непонимание Его Замысла?
А: Да, мы рискуем ошибиться в обоих случаях, но лучше недооценить масштаб Его созидания, чем приписать Ему авторство мерзости. Мысли, теории, убеждения должны быть совершенными, этически безупречными. Бог ничего не скрывает, Он объясняет намерения, следовательно, Он открыт в понимании. Смысл творения - это смысл нашего существования. Судит Бог, но и наш земной суд совершенствует свое слово.
Я не верю, что наблюдаемый нами материальный мир сотворен Богом. Но материя не первична. О том, как она возникла, рассказано в книге.
Я верю в Начало типа "Мировой Ресурс", "Абсолют" и смею полагать: (1) Оно является телом-Ресурсом всех процессов. (2) Оно является сочетанием Любви и Гнозиса. (3) Оно обрело сингулярные атомарные состояния Ресурса. Эти состояния породили формы, обладающие свойствами личностей. Всякой личности дан бесконечно сложный Ресурс, и всякое сознание пребывает в личности.
В трактате Мировой Ресурс полагается фундаментальным началом мира, это невидимая субстанция, на базе которой существует Материя и Сознание. Суть доктрины такова: Мировой Ресурс и его Сознания первичны, но в глубинах Ресурса произошло драматическое событие, условно называемое "падением", повлекшее за собой возникновение относительно самостоятельного феномена - материи. Материя - это след падения, а не продукт Высшего Разумного Замысла. Незаконно рожденное дитя обрело ту свободу, которую видит материализм. Абсолют не проявляет Себя в материи, но только - в духовной жизни разума. В появлении вещества нашего мира "повинно" неуместное поведение разума так называемого "уровня микролей", об этом будет рассказано во второй части трактата.
Я попытался найти ассоциации своих взглядов с некоторыми известными видами мировоззрений, и вынужден констатировать следующее:
Излагаемая доктрина не совпадает целиком ни с одной из известных мне доктрин. Однако в ней есть элементы всех указанных мировоззрений. Более содержательно она раскрывается в главах метафизики живого универсума.
Мне самому не очень ясен жанр трактата. Помимо общих рассуждений здесь довольно много конкретного. Называя иногда свой трактат религиозно-философской доктриной, я подчеркиваю характер материала, а не значимость содержания. Полагаю, человек свободен в выборе веры, и единственный императив его таков: В основе любого действия должно пребывать желание добра людям. В своей метафизике я ищу правдоподобную модель мира. Если следовать логике трактата, идеологические противоречия между наукой и религией полностью устранимы.
Определение этики, как учения о морали и нравственности оставляет широкий диапазон вопросов и тем, которые мы вправе включить в это понятие. Такое включение не является общепризнанным. Некоторые считают, например, что этика охватывает лишь проблемы позитивного смысла - правильное поведение, исполнение заповедей, добродеяние и т.д. В связи с этим, я вспомнил, как моя маленькая дочь, услышав, что на улице пять градусов холода, спросила меня: "а сколько тепла?" Она еще четко не осознавала, что тепло и холод сущности одной природы. Так и в этике - позитивное невозможно оторвать от негативного, ибо их противопоставление является внутренней пружиной возникновения и движения основных мировых начал. Я утверждаю: в этике скрыты причины появления материального мира. Любовь, смыслы, нравственный закон, отступление, падение, раскаяние, суд, наказание - в общем, факторы, присутствующие в феномене материализации. Их невозможно объединить никаким иным понятием, кроме как "этика мира". Этика здесь признается важнейшим фактором, объективирующим законы природы и мироздания, Не физика, не биология, не математика, не другие знания должны стать фундаментальными дисциплинами, описывающими мироустройство, а именно этика.
Но поскольку этика есть основа поведения живых монад, то сказанное означает, что мир - это живой универсум. Все попытки придать этике характер фундаментального начала без принятия концепции живого универсума обречены на неудачу. Концепция живого универсума продуктивна лишь при условии принятия гипотезы бесконечной (в математическом смысле) сложности универсума. Эта гипотеза дает объяснение процессам воспроизводства живых монад такой же (бесконечной) сложности. Она исключает редукцию мировой сложности к конечному набору простейших форм.
О том, каким образом наука может развиваться, учитывая этику, я пытаюсь рассказать в трактате.
Напомню известный математический факт: из любого бесконечного счетного множества можно вычленить конечное число бесконечных счетных множеств. И наоборот, объединение произвольного конечного числа бесконечных счетных множеств есть бесконечное счетное множество.
В трактате понятие бесконечности используется при оценке алгоритмической сложности, которая определяется как количество символов текста-описания процесса созидания объекта. Бесконечная сложность есть предел возрастания конечной сложности. Реально процесс созидания завершается актом отделения (вычленения) сложности. Сложность творца порождает сложность творения. Из сказанного следует, что объект бесконечной сложности, отделяя от себя в процессе творения бесконечную сложность, создает второй объект бесконечной сложности.
Трактат построен на основе гипотезы о бесконечной сложности мира и его живых компонент. В этом главная особенность трактата. Сознание обладает бесконечной сложностью. Подробнее см. раздел 8.2 "Ресурс".
В мировоззрении, признающем существование Бога, но отрицающем Его всемогущество, есть некоторая уступка материализму. И в главном - в объяснении материальных превращений - оно не противоречит науке. Но оно остается верным принципу первичности мирового сознания.
Отказ от веры во всемогущество столь же радикален, как уход от поклонения идолам.
Конец главы
Дата последней коррекции страницы: 04.05.20