К началу

 

Глава 4. СМЫСЛ

Смыслы и жизнь

Последовательность

Смысловой геном

Идеальное мышление и движение

Высшие смыслы

Учитель и ученик

Комментирование смыслов

Смысл и Замысел

Заключение

 

4.1.1 Введение

Исчерпывающий ответ на вопрос "что такое смысл?" неизвестен, хотя существование этого феномена не вызывает сомнения. Вся наша деятельность, да и сама жизнь, есть развернутый комментарий смыслов. В трактате много говорится о поведении. Смысл поведения имеет этическое содержание.

 

4.1.2 Смыслы и жизнь

Объективный идеализм рассматривает идеи и смыслы как нечто априори данное, не зависящее от людей. Но кто же автор их, если не человек, - конечно, Бог. Однако в варианте идеализма, который утверждает неучастие Бога в делах материальных, невозможно приписать Богу авторство всех идей. Остается предполагать Его участие лишь в созидании духовных смыслов - тех, которые регламентируют отношения и поступки разумных монад. Идеи и смыслы вещей сами по себе (до появления разумных монад) в мире не существуют, а смыслы поведения - существуют. Мы говорим: "смыслы изначально рождены Абсолютом". О чем они? К чему относятся? Что в них? Мой ответ: Смыслы отражают жизнь разума и относятся к взаимоотношениям и поступкам, к поведению в общении. Никаких иных, специфически материальных, "физических", природных смыслов априори не существует. Человек, не задумываясь, привлекает смыслы поведения к материи, и все модели его по сути живые, даже антропоморфные. Фетишизация, идеализация вещей питается подспудным желанием превратить в куклы и оживить предметы этого большого кукольного театра. Мы запоминаем, потому что переживаем ("дважды два четыре!"), а переживаем, потому что оживляем. Хороший экспериментатор преуспевает в опыте, когда входит "в душу" объекта, будь то человек, бактерия или электрон.

Познавательный процесс нацелен на постижение смысловых иерархий. Когда мы говорим о смысле вещи, то, скорее всего, имеем в виду смысл использования вещи, и таких смыслов может быть несколько. Смысл вещи в общем случае не совпадает со смыслом, который обуславливает сложность вещи (3.1.6).

Итак, все смыслы изначально относятся к области отношений разума. Постижение их есть проникновение во все более тонкие нюансы отношений и расширяющуюся сферу ответственности.

Бесконечная сложность не может быть проявлена в материальных конструкциях. Она проявляется в поведении разумных существ, и смыслы - суть основа их поведения.

Смысл не следует отождествлять с идеей. Идею можно описать, а смысл - нет - только прокомментировать (см. 8.4.7 "Смысл, идея, текст").

 

4.1.3 Последовательность

Смысловое движение осуществляется в сознании. Хороший шахматист помнит все свои партии, композитор - симфонии и т.д. Для них идея творения есть идея развития. Проникновение разума в суть явления есть смысловая упорядоченность. Разум во всем находит последовательность, а иначе знание не достигается.

Духовное развитие индивида включает гностическую последовательность "восходящих" смыслов, постигаемых (переживаемых) в состоянии одухотворенности (7.5.2). Прогресс общества увеличивает сложность жизни, номенклатуру обстоятельств, разнообразие содержания разумного взаимодействия. Однако последовательность "восходящих" смыслов универсальна. Она играет роль "натурального ряда", негласно присутствующего во всякой упорядоченности. Образы и понятия обретают привязку к этому ряду, знание окрашивается в позитивный тон этического переживания и становится общедоступным, общепонятным.

 

4.1.4 Смысловой геном

Гнозис - это в некотором роде правильная (гностическая) смысловая последовательность, а поскольку речь идет о смыслах поведения, то  гнозис - это нравственный закон  - правильное поведение в текущих обстоятельствах. Бытие гнозиса означает, что все в Разуме Абсолюта представлено последовательно и связно. Существует одна гностическая мировая последовательность, включающая мысли и идеи Абсолюта - Путь Абсолюта. Я называю ее Мировым Геномом, так как она содержит в себе все гностические смыслы поведения мира. Смыслы этой последовательности, реализуемой Царством, я называю мировыми смыслами. В любой момент времени идеальный мир актуализирует определенный мировой смысл.

 

Можно говорить о продвинутости, осуществленности идеального движения личностью. "Расстояние", пройденное вдоль "линии" мирового генома от начальной точки, свидетельствует об успешности труда осмысления, о личном геноме. Построение своего генома личность осуществляет в общении с теми, кто ушел вперед, кто познал больше.

Личности, оказавшиеся в начале слоя (созданные или перешедшие с предыдущего слоя), обретают равные стартовые условия этического развития и смыслового обогащения. Творец и Сам поместил Себя в это начало, предоставив возможность всем двигаться рядом с Собою, в единстве и согласии. Неуместность поступков разрывает гностическое движение в попытке осуществить иную идею. Личность отыскивает смыслы, не наследуемые гностически. Но где она может их найти? Только на пройденных участках идеального движения. Она возвращается к старым смыслам, и ее хаотические перемещения обретают характер броуновского движения, осуществляемого в пределах личного генома. Метания возможны и назад, и вперед, но они ограничены тем, что удалось достичь в гностическом восхождении.

Замечание

Смысловая последовательность дискретна , а ее линейная аппроксимация - условный прием.

 

4.1.5 Идеальное мышление и движение

Идеальное мышление - это мышление Абсолюта. Человеку, в принципе, известна некоторая начальная часть генома, и он способен к идеальному мышлению. Но два обстоятельства создают помеху: неуместность его собственных деяний и текущие смыслы падшего мира. Если мы желаем разговора с Богом, нам следует опереться на свое идеальное, и тогда смыслы обретут термы языка общения. И между собой нам легче, надежнее так договариваться. В этом этическая логика.

В процессе "наращивания" личного генома смыслы актуализируются дискретно. За смыслом А следует смысл В, и "заодно" все промежуточные смыслы из мирового генома между А и В включаются в личный геном индивида. Это похоже на то, как удлиняя отрезок на некоторую величину, мы привносим в него все точки этого удлинения. Фактически, индивид во внутреннем "пространстве логики" осуществляет перенос своего внимания в новую смысловую точку, "проглотив" некоторый участок идеального движения. Что может оправдывать такое смелое перемещение, на какую мудрость оно опирается, что может гарантировать его успех? Любовь -  любовь, соединенная с гнозисом. Поскольку любовь живет в отношениях между личностями, идеальное смысловое движение происходит в общении.

 

4.1.6 Высшие смыслы

Восхождение в смыслах - это восхождение в чистоте и одухотворенности наших желаний. Если бы мы всегда жили в любви и гнозисе, наш личный геном был бы мировым. Но грех сокращает диапазон идеального мышления. Для того чтобы его расширить, нужно выйти на вершину собственных этических достижений и продолжить восхождение. У каждого своя вершина. В жизни, по большей части, помыслы наши мечутся в пределах между нулем гнозиса и высшим достижением. Мы шарахаемся во все стороны, прерывая цепь последовательного восхождения. Положение на вершине отличается от всякого другого добродетельного состояния тем, что только здесь личность соприкасается с Учителем, принимая в откровении новые, неведомые смыслы поведения и надстраивает свой геном.

Различие в высшем достижении знания смыслов задает неравенство личностей, которое никакого отношения не имеет к их устроению (все свойства личности присущи каждой из них, см. 1.2.3 "Личностное начало"). Багаж смыслов личности растет не в одной жизни, не в одном воплощении. Не следует, однако, отождествлять его с багажом идей. Первый систематичен, целостен; второй хаотичен и отражает степень внимания, которое пришлось уделить идеям общественных эгрегоров.  Поскольку личный геном является лишь недостроенным основанием мирового, нравственное чувство может иметь различные степени развития. Нравственность, как система гностических смыслов, едина, но не всегда в полной мере ощутима личностью.

Любовь гарантирует идеальное движение, но не гарантирует пребывание в высшей точке личного генома. Последнее достигается особым желанием этого состояния. В высшей точке личность творит истинное добро. С другой стороны, пребывание в высшей точке смыслового "рекорда" без любви не является состоянием одухотворенности.

 

4.1.7 Учитель и ученик

Главная профессия - учитель. Главный Учитель - Бог. Главное духовное желание разума - обрести учителя. Ибо в этом спасение.

Всякий намеренный уход вниз от высшей точки личного генома есть падение. Когда знающий высшее увлекает себя низшим, это грех. Если же он еще привлекает другую личность, то это зло. Лишь высшая точка - идеальное "место" жизни индивида. Для нового восхождения нужен учитель; индивид обращается к другой личности, для которой уровень ученика является пройденным. Ученик как бы заставляет учителя спуститься к нему с вершины. В этом случае спуск не является падением (а, по сути, по переживанию, он не является спуском). Он содержит уважение и любовь к ученику, стремление помочь. Получается так, что позиция ученика активна. Учитель не навязывается, но он приходит по призыву ученика, оставаясь духовно в своей высшей точке. Он приходит лишь в том случае, если и ученик пребывает в своей высшей точке. Все это так и во взаимоотношениях индивида и Бога. Бог ждет. И это понятно. Не понятно, чего ждем мы.

Преуспевание в собственном духовном образовании есть частная задача спасения, и, если мы помогаем другим, то тем самым способствуем всеобщему спасению. В этом главном мировом деянии можно поставить знак равенства между любовью ученика и любовью учителя. Наличие в мире процесса перманентного обогащения смыслами говорит о непрерывности Абсолютного Созидания. Нет такой точки, которая могла бы быть названа покоем, равновесием. Есть лишь движение, возглавляемое Богом. Продолжающийся Божий Промысел заключен в Его Учительстве.

Переживание новизны связано с потрясением. Потрясает истина учителя. Кто может назваться учителем? Ведь не всегда логика убеждает. Истина познается умом и сердцем. Очень неприятно наблюдать притязания на роль учителя людей, движимых тщеславием, навязчивой саморекламой. Знающий скромен и в учителя не набивается. Индивид станет учителем, когда, став сам учеником, услышит Божье повеление, и когда другие захотят поверить ему. Но и ученики бывают кичливые, лживые, нетактичные. Они спрашивают, не слушая, вопрошают для самоутверждения. Только любовь - атмосфера учения; вопросы в любви обретают ответы; ответы в любви ложатся на плодородную почву.

Наше обычное состояние далеко от нашего высшего. Мы ждем помощи, хотя еще не вернулись на площадку достигнутой ранее духовной высоты. Желая подсказки, мы ждем знамения. Но возврат к самому себе - процесс не простой, порой мучительный. Высшее может быть разным по смыслу, но одинаковым по нравственному переживанию.

 

4.1.8 Комментирование смыслов

Существует лишь две операции со смыслами  - (1) привлечение и (2) комментирование. Всякое разумное деяние - есть акт комментирования, всякая попытка что-либо понять есть акт привлечения смысла. Впервые привлеченный смысл становится актуализированным. Он известен супервизору личности, и теперь стал еще и (высшей) частью личного генома. Актуализация возникает в учении под воздействием наставника. Дальнейшее привлечение известного смысла осуществляется самостоятельно под влиянием внешних или внутренних процессов. Смысл этот "извлекается" из личного генома.

Смыслы образуют внутренний мир индивида, и с внешним миром он связан двумя указанными операциями. В них реальное соприкасается с идеальным абсолютным.

Операция привлечения смысла лежит в основе процесса познания. Эта операция может сопровождаться последующей операцией комментирования, когда индивид пытается свое познание оформить в новом действии (в слове, в знаке...). Процессы познания и общения содержат  последовательность чередующихся шагов - "привлечение смысла" и "комментирование смысла".

Замечание

Любовь и Смысл - главные атрибуты состояния Ресурса всякой монады. Любовь помогает ученику воспринять смыслы учителя, и любовь учителя дарит смыслы. 

Чем обширнее комментарий, тем он точнее выражает смысл, т.е. в общем случае, соответствие комментария смыслу неоднозначно.

 

4.1.9 Смысл и Замысел

Смысл и Замысел - суть творения Абсолюта, но смысл постижим личностью, а Замысел непостижим. Смысл есть во всяком сознательном деянии, Замысел - только в деянии Абсолюта и воплощен в Его главном творении - в личности. Существует множество смыслов и множество Замыслов. Выразителем конкретного смысла является конкретная идея, выразителем Замысла - конкретная личность.

Будучи бесконечно сложным воплощением уникального Замысла, человек способен к рефлексии в процессе познания. Он способен оперировать понятием смысла вообще как носителем некоторого частного смысла. Он способен так или иначе его прокомментировать. Но личность, как комментарий Замысла, остается влекущей и непостижимой тайной познания.

Поэтому не корректна какая-либо схематизация человека, представление его в качестве ячейки более сложной масштабной структуры. Сложнее личности нет структур.

 

4.1.10 Заключение

Жизнь любой монады нанизана на единую смысловую нить, являющуюся универсальной основой ее поведения. Путь жизни может содержать разные события, происходящие в разных условиях, в разных мирах, в разных одеждах, но по поведению, по смыслу  - это один и тот же путь. Он может включать в себя отклонения и отставания, "круги и петли". Именно этот путь объединяет всех монад во вселенское братство разума. Для Суда важно, пройдем ли мы его (путь) и как пройдем.

В идеальном разумном мире действие осуществляется ради смысла. Священные книги, наука, искусство, да и сама жизнь - все является комментарием универсальных мировых смыслов. Но тайны мира не ограничиваются смыслами. Тайной являются сами личности. Идеальное движение вдоль последовательности мирового генома - основа саморазвития личности как таковой. А во взаимодействии индивидов единство смыслов становится внутренней опорой познания чужой тайны. Гнозис способствует перманентной "настроенности" любящих душ. В этом, пожалуй, главное значение смыслового универсализма мира разума.

Тема смыслов продолжена в разделах 9.5 "Сеть смыслов" и 11.2 "Телепатия". Предлагаю, в заключение, прочитать 12.1."Сказку о тропе".

 

Конец главы

Переход к следующей главе

 

 

К началу

Дата последней коррекции главы: 06.05.20