Должен предупредить читателя: В трактате вовсе не утверждается, что (например) электроны живые. Нет, электроны - это формальное (косное) представление (8.5.8) живых микролей. Электроны не только не живые, но, скорее, - виртуальные объекты. В дуалистической картине мира первичными являются микроли, и рассказ идет, в основном, о живой, трансцендентной составляющей картины.
Основная задача данного раздела - подготовить читателя к мысли о том, что механические параметры материального мира возникают на базе жизненных процессов. Сами эти параметры описаны в разделах 8.5."Внимание" и 8.6."Место".
Итак, я начинаю изложение конструкции своей доктрины. Многие детали ее первоначально представляются громоздкими. Но их суть проста и вполне естественна. Нужно лишь серьезно отнестись к основополагающей роли этической реальности мира (см. 1.1.3."Две реальности"). Мне важно показать, что так называемая идеалистическая парадигма весьма продуктивна в сфере, на которую обычно претендует материализм, - в сфере материальных превращений. Доктрина, излагаемая в трактате, исходит из того, что Бог материю не создавал, следовательно, никакой мистики в материальных явлениях нет. Есть лишь гипотеза "живого универсума". Фактически, мне надо объяснить, что представляет собой живой универсум. Надо рассказать о структуре Мирового Ресурса и описать некоторые основные принципы его поведения. Принципы эти этические, универсальные, вполне очевидные.
Излагаемая метафизика изучает поведение коллективов разума. Чем тогда она отличается от социологии? Обобщения последней интересны внутри самого социума, в метафизике же изучается проблема объективации социальных процессов с точки зрения становления информации физики. Многоуровневая модель универсума опирается на идею иерархичности бесконечной сложности, где бесконечность содержит в себе потенцию разделения на части, также бесконечные. Эта простая центральная идея порождает всю теорию живого универсума. Если мы допускаем, что мир априори бесконечно сложен, то однозначно приходим к этой теории. Надо лишь заметить, что бесконечность множества - не то же самое, что бесконечная сложность! К сожалению, это не всегда находит понимание. Бесконечное множество может иметь конечную сложность. Именно этот вариант принят (скорее, неосознанно) в обычной физике. Наоборот, метафизика опирается на гипотезу априорной бесконечной сложности базовых элементов мира, названных далее компонентами Ресурса или монадами. Для понимания дистанции, отделяющей эти два убеждения, я заявляю следующее: Сознание и только оно обладает бесконечной сложностью. Поскольку обычная физика (точнее ее материалистическая трактовка) отвергает априорность сознания, то она с бесконечной сложностью дела не имеет. В многоуровневой модели универсума мы должны учитывать феномен, связывающий весь разум вообще, вне зависимости от уровня, - феномен Мирового Ресурса, феномен Абсолюта.
Я полагаю, материю мира сотворила масса индивидов в своем отпадении - индивидов, пребывающих на разных уровнях "пирамиды" Ресурса. Среди мириад разумных монад (рожденных Богом) нашлись многие, соблазнившиеся своей свободой. Их падение объективировало материю, а с последней пришла вся та грязь, которую мы наблюдаем. Мне кажется, сказанное не должно вызвать больших возражений. Сомнения вызывает наличие разумных монад на всех размерных этажах вселенной, в частности, - многоликость всякого сознания. Я еще раз подчеркну: иерархия множества атомарных носителей разума является следствием априорной бесконечной сложности мира. Эта идея уточняется положениями:
Бесконечная сложность - главный персонаж трактата. О ней я говорил и буду говорить. Падение разума возможно на всех уровнях иерархии жизни, и есть уровень, порождающий своим поведением частицы вещества (см. далее).
Замечание
Бесконечное множество не обязательно имеет бесконечную сложность, но бесконечная сложность объекта определяется, как бесконечность (в оценке) числа операторов его креативного алгоритма. Конструктивные представления о сложности не характеризуются древностью.
Главная трудность, с которой я сталкиваюсь и с которой столкнется читатель, - терминологическая. Дело не в том, что мне приходится употреблять известные слова в ином, хоть и близком, значении, но в чрезмерном обилии новых понятий, которые с трудом запоминаются, заставляя читателя постоянно обращаться к разделам, где они определяются. С этим невозможно что-либо сделать. Такова специфика самого материала, - он не поддается представлению в обычной литературно-философской форме, а превращается в некоторого рода учебник по обсуждаемым проблемам. Учебники же, как известно, приходится иногда штудировать, что представляется неприемлемым для многих. И трактат рискует попасть в разряд тайнописи, а мне это совсем не импонирует, я пытаюсь предпринять усилия к тому, чтобы сделать его более понятным.
Везде, где возможно, я даю ссылки на нужные разделы, а иногда повторяю описание. Что касается терминов, употребляемых в ином значении, то обращаю внимание на следующие: "слой", "культурная среда", "личность", "лицо", "симбиоз", "субъект", "семейство", "община", "клан", "царство", "сознание". Всем им дается определение, и я решил пока оставить их в тексте без кавычек. (см. "Словарь терминов" в конце книги.)
Иногда, к сожалению, я одним и тем же термином обозначаю разные сущности. Так случилось с термином "ресурс", который используется (1) для обозначения Мирового Ресурса (мирового сознания) и (2) ресурса жизни. Последний имеет свои вариации - (а) материальный ресурс и (б) ресурс внимания. Все эти сущности, хотя и разные, но, действительно, ресурсы, и я ничего более подходящего (среди терминов) для них не подобрал. По контексту ясно, о чем идет речь, но в случае Мирового Ресурса я слово "ресурс" пишу с прописной буквы. Обращаю внимание на то, что в понятии "Ресурс идеи" имеется в виду субстанция, в которой реализуется идея (субстанция, которую в информационных системах иногда называют "вычислительным ресурсом"), и, в определенном смысле, идея "владеет" этим Ресурсом.
В трактате есть более точные и менее точные понятия. Например, понятие "живой" кажется вполне очевидным, и я им пользуюсь, но не существует общепринятого определения живого. В более ответственном контексте я прибегаю к дуалистическому принципу деления реальности на сознание и материю.
Я спокоен относительно исполнения своего авторского долга. Осталось надеяться на заинтересованность и терпение дотошного читателя.
Метафизика идет не только "после физики", но и "впереди нее", где образы и понятия еще не приобрели рельефные очертания, но именно они, эти образы и понятия, способствуют становлению новых знаний.
Замечание
Вероятно, текстуально всякая теория излагается, как минимум, дважды: (1) ее текст возникает в процессе становления теории, (2) ее текст представляет окончательно сформировавшуюся теорию. Первый текст сопровождает само творчество, являясь инструментом творчества. Второй исполняет дидактическую функцию разъяснения и популяризации теории. Скорее всего, данный трактат относится к текстам первого рода, его дидактические возможности не велики. Я стремился к целостности и полноте изложения материала, к непротиворечивости, согласованности тем. И теперь я надеюсь, что идеи его будут подхвачены и изложены лучше.
Проблема еще в том, что мне надо рассказать о многом, а объем трактата ограничен. Приходится заботиться и о краткости изложения.
Важнейшим является вопрос о природе исполнителя всех мировых процессов - о Ресурсе идей. Я называю его "Ресурсной плотью", а также - "Мировым Ресурсом" (см. предыдущий подраздел о термине "ресурс"). Результатом моих долгих размышлений явилось убеждение в том, что Ресурс имеет этическое содержание и не является материальной субстанцией. Ресурс - этическая реальность, бесконечная сложность. Подчеркиваю: этическая реальность обладает бесконечной сложностью.
Наблюдаемая же материя - это Ресурс, пораженный грехом (точнее - в следующем подразделе). Созидательная деятельность опирается на энергию любви, которая необходима всякому творению, независимо от его уместности. Но в неуместном поступке любовь перестает быть инициатором действия, ибо трансформируется в волю - внутреннюю страсть поступка, и часть Ресурса предоставляется, одалживается идее Абсолютом.
Неуместность пускает свои корни в живую ткань Мирового Ресурса, образуя в ней твердые клубни опоры. Ресурс идеи - это Жертва, остающаяся этическим фактором мира. Важный вывод (впрочем, давно известный): нет бытия, пропитанного только злом; во всем есть крупицы любви. Добро, как утверждал Августин, не может быть вычерпано до конца ни в чем сущем, а иначе само существование мира прекратилось бы.
Нижеследующее является кратким введением в названную тему. Более полное представление о ней читатель, надеюсь, получит после знакомства с разделами "Пометка", "Текст", "Внимание","Место".
"Ресурсная плоть" нематериальна, она является телом Абсолюта, поэтому она сама и ее бесконечная сложность не наблюдаемы. Есть соблазн отождествить материю с Ресурсной плотью (например, в форме мирового Компьютера), но в феномене Ресурса центральное место занимает любовь и гнозис. Неуместная деятельность разума порождает сложность, которая обретает самостоятельное существование, - косный феномен, реально претендующий на звание "материя". Ресурсная же плоть пребывает вне сферы материального опыта, образуя лишь базу этого феномена (материи).
Итак, в поведении Ресурса мы выделяем сложность, навязанную неуместной деятельностью. Она и есть материя. Вот иллюстрация: Представим себе "живые цветы" массовок на площадях и стадионах, где пестро одетые юноши и девушки в согласованном движении изображают гигантские фигуры, слова, картинки для сидящих на трибуне. Эта игра кажется какой-то безвкусицей, иллюстрирующей тезис о "человеческом материале". Также мысль "великих зодчих" и диктаторов материализовалась в движении человеческих масс, армий, рабов-строителей. Так же щедро, жадно всякая неуместность поглощает живую ткань бесценной плоти Ресурса, сосредотачивая на этом свое внимание, объективируя материальную косность. Материализация - это осознанная идейная модуляция Ресурсной плоти. Модуляция осуществляется при назначении носителей неуместных идей (см. далее). Но свое проявленное бытие идеи обретают во внимании разумных монад мира (см. 8.5.6."Масса, импульс, энергия" раздела "Внимание").
Мы будем пользоваться еще понятием, относящимся к нашему миру, - "вещество". Вещество - совокупность частиц. А частица - есть представление микроля физическими характеристиками (8.5.8).
Замечание
Возможны две точки зрения на сущность материи: (1) Самостоятельность материи понимается либо так, как ее определяет материализм, либо в смысле цели творения базового элемента мира. (2) Материя определяется посредством другого, более фундаментального начала, материя - это объективация иной первопричины. Я придерживаюсь второй точки зрения. Материя возникает "вопреки желанию" Абсолюта, без активного Его участия, хотя использует Абсолютный Исток. Материя есть сложность, смысл которой пытается раскрыть естествознание.
Кажется, мы всегда сосредоточены на чем-то одном, самом важном. В действительности, мы при этом очень многое "имеем в виду". Читая роман с большим количеством действующих лиц, мы следим за развитием одновременно нескольких линий. И каждый из нас, помимо этого чтения, - свидетель и участник событий, которые, в сплетении многих нитей, образуют клубок личной жизни. Как все это внутри нас взаимодействует, как влияет на выбор поведения, на поступки? Без внутреннего диалога и участия множества сюжетов, сознание существовать не может.
Личность содержит лица. Лица существуют и функционируют одновременно, как органы единой плоти. Речь, правда, идет не о телесной, а о Ресурсной плоти.
В среде лиц личности обитает так называемый, "супервизор" личности. Он не является лицом, но именно он порождает "из себя" лица личности, создавая культурную среду лиц.
Диалог между лицами одной личности основан на смысловых процессах. Есть два шага разумения - вывод и выбор. Вывод делает внутренний робот мышления на основе заложенных в него правил. Наиболее трудный и сложный этап разумения (истинно человеческий, не машинный) - выбор. Мы посылаем себе в наше глубинное Я вопрос, и через некоторое время приходит ответ. Опыт пребывания в различных отсеках бытия соединяется. Я спортсмен, музыкант, поэт, турист, служащий и т.д. - все пригождается в простой ситуации принятия решения.
В неуместном поступке происходит выделение Ресурса идее, назначается лицо - перманентный носитель идеи процесса. Личность, обремененная грехами, "твердеет", теряет гибкость и свободу использования своих лиц, появляется априорная привязанность к идеям.
Личность, в общем случае, состоит из супервизора и коллектива лиц. Аналогично, лица состоят из своего супервизора и коллектива микролей и т.д. Буду говорить о личности, но все сказанное относится к лицам, микролям и т.д. Супервизор личности является основной частью личности и главным объектом Замысла Творца. Он наделен способностью порождать и "убивать" лица. Есть соблазн назвать Бога Супервизором мира личностей и предположить, что Он также создан супервизором, стоящим над Ним, т.е. - мысленно продлить иерархию вверх. Может быть, это так, но это ничего не меняет в плане целей, смыслов и нравственных задач нашего бытия. Мы созданы супервизором среды личностей.
Как видим, существует иерархия супервизоров, она соответствует иерархии уровней Ресурса и жизни. Супервизор личности и лица пребывают на одном структурном уровне разума, т.е. они могут общаться друг с другом. Однако, только личности, лица, микроли и т.д., совершают поступки, только они действуют в материи. Супервизор выступает как: (1) родитель, (2) учитель, (3) судья. (см. 9.1.11)
В трактате рассматриваются следующие компоненты иерархии Мирового Ресурса:
Все компоненты бесконечно сложны и представляют собой на разных уровнях пирамиды Ресурса личностное начало (1.2.3). Я их также называю "монадами". Монада - это всякий автономный компонент Мирового Ресурса. Монадами являются личности, лица, микроли, субмикроли и т.д.
Количество уровней иерархии Ресурса, вероятно, ограничено сверху и снизу (см. 9.4.2."Чистая личность" раздела "Личность"). В трактате особое внимание привлечено к следующим уровням пирамиды Мирового Ресурса:
Уровень, пребывающий над мезоуровнем, я называю макроуровнем (уровнем макроличностей).
Замечание
Материал трактата, в принципе, не сложен, но многоуровневая структура Ресурса, описанная в нем, заставляет читателя постоянно "быть начеку". Одноименные компоненты структуры ("супервизор", "община", "субъект", "особь", "клан", и т.д.) есть на всех уровнях. Из контекста ясно, о каком уровне идет речь. В некоторых конструкциях присутствуют элементы сразу нескольких уровней.
Пусть имеется два объекта бесконечной сложности, причем мы знаем, что один из них "создал из себя" другого, отделив часть своей сложности. Если ничего иного о них, кроме бесконечной сложности, не известно, то невозможно сказать, кто творец, а кто - творение. Оба бесконечно сложны одной мощности. Однако акт созидания содержит передачу части энергии любви создателя, который творит любовью и дарит любовь. Если создатель - супервизор, то он способен породить много объектов бесконечной сложности (одарив их любовью), и можно утверждать: творец тот, в ком больше энергии любви.
Супервизор культурной среды творит членов среды, следовательно, энергии любви в нем изначально не меньше, чем во всех членах среды вместе взятых. Он не характеризуется параметрами протяженности, но масштаб его (в сравнении с членами культурной среды) можно оценить по силе любви. Любовь человека является крупицей любви супервизора культурной среды личностей. Крупица дарится личности при ее рождении, и сумма таких крупиц не превышает энергию любви супервизора.
Культурная среда личностей - это коллектив, объединенный супервизором среды (8.2.6). Супервизор не является членом среды, он является Богом среды. Каждая личность является объектом внимания членов культурной среды личностей.
Культурные среды образуются также множествами лиц, микролей, субмикролей. Культурная среда данного уровня Ресурса ограничена рамками коллектива, структурно входящего в состав монады старшего уровня. Так, коллектив лиц внутри личности является культурной средой лиц; культурная среда микролей представлена коллективом микролей в составе лица и т.д. В каждой личности, в каждом лице и т.д. есть свой супервизор. Супервизор (внутри) личности является супервизором культурной среды лиц, супервизор лица является супервизором культурной среды микролей, и т.д. (Слово "внутри" буду опускать.) Схематическое изображение культурной среды приведено в подразделе 8.7.7."Схема среды" раздела "Расщепление среды". Количество культурных сред во вселенной равно количеству супервизоров.
Особь (8.7.4) личности содержит часть культурной среды лиц - общину лиц (8.3.5).
Совокупность смыслов личности является частью состояния ее Ресурса. Но мы не видим Ресурс, и не знаем, каким образом реализованы эти состояния. Нам известно лишь, что смыслы управляют поведением личности и обретают комментарий в деяниях ее.
Супервизор содержит все текущие смыслы Мирового Генома (4.1.4), но не все они актуализируются в жизни личности. Сознательная актуализация смыслового багажа личности осуществляется последовательно с учетом порядка чередования смыслов в Геноме.
Замечание
Можно предположить, что смысл впервые возникает в сознании в процессе наблюдения за явлениями окружающего мира. Но сами явления возникают и протекают по воле и под воздействием Мирового Сознания. Поскольку Сознание первично, оно и является источником основных смыслов (поведения). По крайней мере, на высшем уровне пирамиды Ресурса. возникновение феномена смысла тождественно появлению Сознания (если корректно рассуждать о Его появлении), См. 11.2.1. Смысл - часть "механизма" Сознания.
Трудно отучить себя от мышления в образах пространственных дислокаций, но следует понять, что в изначальной природе вещей нет свойства местоположения, но есть принадлежность культурной среде и возможна миграция - смена культурной среды. Я говорю ниже о миграции лиц между личностями, но сказанное относится и к перемещениям микролей между лицами и т.д.
Итак, миграция определяется сменой принадлежности к культурной среде, т.е. к монаде старшего уровня иерархии Ресурса. Перемещение Ресурса носит "учетный" характер, поэтому оно "физически" не заметно. Пусть лицо мигрирует из культурной среды лиц.А в среду В. Это действие происходит "мгновенно", как формальный переучет - меняется принадлежность лица личности. Мгновенно же меняется и множество потенциальных пунктов перемещений микролей мигрирующего лица. Теперь такими пунктами становятся лица среды В.
В новой среде миграции микролей начинаются после миграции лица. Перемещение в среду В инициирует постепенное изменение состава Ресурса лица, формально находящегося уже в В. Новые соседи навязывают обменное взаимодействие с собой.
Общее правило миграционного обмена ("переучета"):
Обмен лиц микролями возможен, если оба эти лица принадлежат одной среде лиц (одной личности).
И так для всех уровней: Например, обмен микролей субмикролями возможен, если оба эти микроли принадлежат одной среде микролей (одному лицу) И т.д.
Обмен личностей микролями возможен только в составе лица, мигрирующего между личностями.
Замечание 1
"Переучет принадлежности" в миграции - не точное выражение. На самом деле, Ресурс не передается, но остается в составе того супервизора, который "из себя" образовал лица. Переучет означает переход в сферу влияния другого супервизора. Подробнее на эту тему см. раздел "Личность" (9.4.8."Дети супервизора").
Ресурс и процесс на нем мигрируют, как единое целое.
Замечание 2
Миграция монад между средами является обменным взаимодействием этих сред.
Замечание 3
Перемещение монады в миграции не следует отождествлять с движением монады (см. 8.6.8).
В заключение я хочу подчеркнуть мысль о том, что Универсум - живой. Мировой Ресурс, будучи основой мироздания, является хранителем и источником Любви и Гнозиса, носителем сознания.
Идея Ресурса частично пересекается с аристотелевской энтелехией. Энтелехия - это внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево. (Википедия)
Концепция Ресурса приближается к раскрытию сущности этой силы, указывает на ее этическую структуру и сложность. Ресурс - это энтелехия каждой монады. Мировой Ресурс распределен между всеми монадами вселенной, каждая монада обретает свою долю Ресурса, долю Любви и ответственности за судьбы мира.
Дата последней коррекции страницы: 09.05.20