Классификация личностей и субъектов
"Личность" в трактате понимается не как характеристика живого объекта, а как сам объект - автономный компонент Мирового Ресурса, - монада мезоуровня, состоящая из супервизора и культурной среды лиц. Я еще пользуюсь понятием "личностное начало" (см. 1.2.3 "Личностное начало" первой главы трактата), которое обозначает совокупность свойств личности, присущее, в основном, любой монаде.
Создавая личности, супервизор привносит в них уникальный Замысел. Структура личности, в общем случае, представлена в подразделе 8.7.7."Схема среды" раздела "Расщепление среды". Вот основные варианты проявления личностного начала:
О субъектах:
Личность представляется разумной особью (субъектом). Тип представления зависит от состава отказников:
Свойства общины не влияют на факт разумности субъекта. Община, как правило, управляется отказником, и разумность субъекта задается избранностью отказника.
Если в начале слоя супервизор среды личностей порождает новую личность, эта личность - чистая. Однако в чистой личности, существовавшей раньше (в предшествующем слое), супервизор личности может создать царство лиц. Такая личность становится идеальным субъектом. Количество субъектов личностей в слое такое, какое допущено Судом в конце предшествующего слоя плюс новые идеальные субъекты.
Сказанное относится и к монадам других уровней.
Замечание
Со временем избранные отказники меняются. Без избрания нового отказника текущая избранность не отменяется, и если нового избрания нет, то данная избранность сохраняется до конца времени слоя. Существование бессубъектной личности возможно только с начала слоя.
Напомню, что термином "монада" я называю всякий автономный компонент Мирового Ресурса. Монадами являются личности, лица, микроли, субмикроли и т.д. Предполагаю, что существует некоторый самый "нижний" уровень иерархии жизни, состоящий только из чистых монад, живущих в идеальном мире (10.5). Этот уровень можно назвать донным. Наличие донного уровня означает, что число уровней иерархии ограничено. Чистые монады возможны не только на донном уровне. Созданная личность начинает жизнь в слое как чистая - до тех пор, пока в ней не будет создана или в нее не мигрирует монада.
Рассмотрим некоторую личность. Способностью создавать лица обладает супервизор (а не личность). Супервизор личности создает "чистые лица", которые становятся внутренними компонентами личности, пребывающими на одном структурном уровне с супервизором личности. Но супервизор личности не является лицом - он не лицо и не личность. Кто же он? Для личности супервизор - это чистое сознание - ее Ресурс Любви и Гнозиса. По отношению к своему внутреннему супервизору личность очерчивает сферу его влияния - культурную среду лиц (если таковые есть), для которых он является Богом.
В подразделе 8.6.4."Время" говорилось об уменьшении темпа смыслового восхождения нижних уровней иерархии. А уменьшение темпа чревато "падением" смыслов. Чем ниже (тоньше) уровень, тем продолжительнее собственное время слоя и тем медленнее идет в нем процесс смыслового восхождения, а значит, - больше отступлений, больше греха. Следовательно, есть объективная этическая потребность ограничения числа уровней. Супервизоры личности донного уровня не порождают монад, а (чистые) личности не содержат культурных сред.
Рассмотрим уровень, который находится непосредственно над донным. Он содержит, помимо других, первые грешные монады, и я его называю уровнем первого греха. Первый грех сопровождается нарушением смысловой последовательности деяний, он не порождает пометку элемента донного уровня. До совершения первого злодеяния идеальный субъект монады уровня, пребывающего "над донным", еще живет в царстве. Однако с первым злодеянием монада покидает царство и становится реальной личностью. Став грешной, она рискует обрести пометку в поступке монады старшего уровня.
Назову макроуровнем уровень Мирового Ресурса, пребывающий непосредственно над мезоуровнем. Макроуровень населен макроличностями. Симбиоз (8.7.4) в составе макроличности содержит макроособи. Макроуровню подчинен непосредственно уровень личностей. Существуют объекты и более крупные, чем объекты макроуровня. Напрашивается вопрос: сколько уровней пребывает над мезоуровнем? Для этической доктрины ответ несущественен, но он интересен для воссоздания общей картины мира.
С точки зрения личностей жизненные процессы уровня лиц и микролей протекают быстрее процессов уровня личностей, а для верхних уровней иерархии время слоя уменьшается. Можно принять в качестве отношения временных масштабов величину N=107 (константа, обоснованная в книге Г.В.Рязанова "Путь к новым смыслам"). Это значит, что длительность слоя в макроуровне меньше в N раз. Возраст нашей вселенной порядка 1010 лет, следовательно, возраст вселенной макроуровня около 103 лет (в собственном для макроуровня измерении времени). Если последняя также проживет не меньше 1010 лет, то длительность слоя мезоуровня не меньше 1017 лет. Если же иерархия Ресурса содержит еще один уровень (над макроуровнем), то аналогичное предположение диктует время слоя мезоуровня порядка 1024 лет.
Сколько уровней в действительности, мы не знаем. И не знаем, возможно ли такое, чтобы слой (старшего уровня) имел малую длительность. Ясно, однако, что число уровней ограничено.
Обратим внимание на самый верхний уровень. Назовем его первым уровнем. Вот некоторые возможные его свойства в модели вселенной:
Приведу некоторую систематизацию понятий, связанных с личностями и лицами:
Главным содержанием избранности является не превосходство, не особое предрасположение Бога к членам данной общины, а особые близкие отношения общины с царством. Наличие особых отношений общины с царством означает, что члены царства принимают "шефское" участие в жизни общины. Такое возможно лишь постольку, поскольку индивиды общины способны проявить духовное внимание. Вероятно, это понятие избранности отличается от понятия, существующего в религии и социальных теориях. Там оно относится к народу, и нет представления об отказнике. Но я не исключаю взаимосвязи этих двух интерпретаций.
Избранничество, о котором здесь идет речь, - механизм последействия, инициированного грехами падшего мира. Конечно, за падением должна следовать ответная реакция мира. Но эта реакция не огульная, а именно избранная, учитывающая характер греха и обстановку, в которой он совершен. Грех не отмщается, но ситуация его свершения заново переживается уже в свете истины и долга, препятствующего повторению аналогичных отступлений. Такова логика этической реакции - реакции учительского характера. Она противостоит логике так называемого "кармического" последействия.
Отказник и община формируют особь, а избранность задает ей разумность - в этом главная суть этической реакции. Поступок личности совершает субъект (а поведение неразумных особей к поступкам отношения не имеет), и личности, совершившей злодеяние в предыдущем слое, предоставляется возможность вновь пережить смысловую ситуацию, в которой произошло падение. Последовательность мировых смыслов в разных слоях, в основном, одна и та же. Избрание происходит в момент совпадения текущих мировых смыслов с мировыми смыслами, при которых в предшествующем слое совершился поступок.
Избранность общины субъектов лиц - реакция на злодеяние личности. Избранность общины субъектов личностей (в частности, избранность человеческой общины) - реакция на злодеяние макроличности (9.4.3).
Итак:
Если индивид, совершивший злодеяние, раскаялся, то судом в конце времени слоя он, возможно, будет допущен в следующий слой. Следствием злодеяния личности является появление (в следующем слое) в составе ее внутренней культурной среды лица-отказника и общины субъектов лиц. Личности предстоит в новом слое заново пережить события, за которыми последовало ее злодеяние - это важнейшее явление последействия, ради которого, собственно, и разрешается судом продолжение существования. Однако пережить эти события и прочувствовать трагизм своего падения личность может только, будучи разумным индивидом, - вот главный момент этического воздаяния. Если бы ее просто наказали физически, то мучительные страдания и мстительные чувства не позволили бы ей осознать всю глубину своего падения. Лишь ясность ума, полнота смыслового багажа и развитость этического мышления дают индивиду шанс понять справедливость и мудрость божественного миропорядка, который он нарушил. Он должен быть разумным.
Но при чем здесь избранность? Избранность играет второстепенную роль: для того, чтобы особь симбиоза в составе личности стала разумной, необходимо, чтобы соответствующие ей лицо-отказник и община (лиц) стали избранными. В этом случае община лиц начинает взаимодействовать с царством лиц, что и обуславливает органическую разумность особи личности. (А избранная община личностей взаимодействует с царством личностей.) Избранничество - это инструмент этического механизма. Идея избранности родилась в религии давно, но вряд ли она имеет исключительно земное воплощение.
Индивид царства лиц безгрешен. Он абсолютно чист, и, будучи лицом-отказником, является идеальным носителем информации о злом поступке личности. Он обретает обязанность создать в общине лиц такую этическую систему, которая препятствовала бы повторению злого поступка личности. Под влиянием отказника в общине лиц происходит насыщение информации воспитательного характера, препятствующей повторению злого поступка личности. Насыщенная информация общины лиц становится доступной субъекту личности, чей организм образован данной общиной.
Период избранности отказника длится некоторое время и заканчивается одновременно с избранием нового лица-отказника (или с окончанием времени слоя). Внимание царства лиц переносится на вновь избранную общину и ее лица-отказника.
Замечание
Что касается реальных земных общин, то нам известны приблизительно моменты их возникновения, но не моменты избрания (если таковые имели место).
Напомню сказанное в подразделе "Смысловой геном" (4.1.4) главы "Смысл". Существует одна гностическая мировая последовательность, включающая мысли Абсолюта. Я называю ее Мировым геномом, так как она содержит в себе все гностические смыслы поведения мира. Смыслы этой последовательности я называю мировыми смыслами. В любой момент времени идеальный мир актуализирует определенный мировой смысл.
Смыслы, которые переживает субъект личности (субъект, а не мир) при раскаянии в совершенном им злодеянии, назову "смыслами раскаяния". Они не являются смыслами поступка, но тесно связаны с последними. Они отличаются от текущих мировых смыслов Абсолюта; но именно они фиксируются в идее долга лица-отказника в следующем слое.
В некоторый момент лицо-отказник становится избранным. Для обретения статуса избранности требуется совпадение текущих мировых смыслов с мировыми смыслами, при которых совершался поступок в предшествующем слое.
Но не все отказники и их общины подлежат избранию.
Мир внутри личности состоит из супервизора и лиц. Супервизор - это Бог внутреннего мира (соприсутствующий Абсолют), являющийся для лиц Учителем, Судьей, Родителем. Остановимся на последнем качестве. Лица, содержащиеся в личности, подразделяются на три категории: "свои", "родственные" и "чужие". К первой категории относятся дети, оставшиеся с родителем, ко второй - полученные в дар от других супервизоров, к третьей - иммигранты. Для лиц второй и третьей категорий супервизор культурной среды, в которой живут лица, не является прямым родителем. Можно сказать, не будучи родителем, Он приходится им заботливым наставником.
Супервизор личности порождает лица "из себя". Это означает, что он (1) реализует свой Замысел, (2) выделяет Ресурс, (3) "запускает процесс воплощения данного Замысла".
С выделением Ресурса ассоциируется операция отторжения. В действительности, никакая пространственно-объектная аналогия здесь не пригодна. Лучше вообразить себе вычислительный ресурс, предоставляемый для совместного использования в тех или иных задачах. Можно полагать, Абсолют назначает некоторое множество распорядителей своего Ресурса, дав каждому бесконечный Ресурс. Ресурс и сложность Абсолюта - это Его "плоть и кровь". Ресурсное Тело Абсолюта - носитель всех процессов во всех мирах.
Главная часть Ресурса личности - это ее внутренний супервизор. Именно он является "распорядителем" Ресурса, предоставленного личности супервизором старшего уровня. Таким "распорядителем" является каждый супервизор. Но в конце времени слоя может произойти утилизация личности (8.3.10).
Буду говорить о лицах в составе личности. Выше было дано определение "своих" лиц. Связь личностей основана на том, что некоторое подмножество "своих детей" личности оказывается присутствующим в составе других личностей. Это присутствие может реализоваться (1) в царстве лиц и (2) в общине лиц. Связь первого рода я назвал духовной, второго - рациональной. Поговорим о рациональной связи.
Рассмотрим лицо личности А, мигрировавшее в общину лиц личности Б. Назову такое лицо агентом. Главная особенность агента заключается в том, что он испытывает информационное воздействие со стороны двух культурных сред (11.2.1). Он является проводником идеологии обеих этих сред. Через агента среда А получает информацию из среды Б и внедряет в Б свою информацию. В этой посреднической связи есть асимметрия: Информация Б для А не является специфически ориентированной на А. Она для агента такая же, как для всех лиц в составе личности Б. Но будучи "чужим" для Б, тот же агент может служить переносчиком идеологии А, "миссионером" в среде Б и, одновременно, - информатором для среды А.
Ресурс агента и процесс на нем мигрируют как единое целое.
Обменные процессы протекают на всех уровнях иерархии Ресурса и лежат в основе всякого рода воздействий монад друг на друга.
Дата последней коррекции страницы: 13.05.20