Физика, несомненно, заслуживает особого внимания. Она в центре наук и является полем мировоззренческих схваток. Но мне она нравится также потому, что ее предмет хорошо информирует нас о жизни микромира. "Живое" объяснение воссоздает захватывающую картину бытия разума. Мы видим именно то, что и следовало ожидать по логике вещей. Соединение ожидания и реальности укрепляет этическую веру, усиливает зуд истины. Да, мир познаваем во всем своем единстве, во всех своих измерениях и масштабах. Но мы говорим: есть неисчерпаемая Тайна. Это то, что вне физики.
Процессы, о которых идет речь в метафизике, сложны и разнообразны. Может показаться, что автор выбрал далеко не самые важные страницы описания мироустройства. Но сам выбор - содержательная часть трактата.
Продолжу разговор о свойствах культурной среды (8.2.9).
Начну с рассуждений общего характера, относящихся к понятию "мультиверс". Мультиверс - это множество вселенных. Вселенные мультиверса не следует отождествлять с мирами обитания, о которых рассказано в главе 10."Миры". Идея мультиверса была высказана Х. Эвереттом и развита Д. Дойчем. Она возникает в связи с вероятностной интерпретацией волновой функции частицы. Теория и эксперимент показывают, что даже одна частица проявляет волновые свойства, интерферируя "сама с собой", несмотря на точечные размеры. Для устранения этого кажущегося парадокса была придумана модель множества вселенных, где наблюдатель, вместе с реальной частицей, присутствует в одной из вселенных, а остальные содержат так называемые теневые частицы, которые проявляют себя во взаимодействиях.
Предположение о существовании мультиверса вызывает у некоторых неприязнь, но к этому можно привыкнуть. С точки зрения же идеализма оно явно неуместно. Как-то не верится, что Творец создал бесчисленное множество вселенных, поместив в одну из них наше сознание. Однако эта неуместность исчезает, если мы позволим себе встать на позицию дуализма.
О генезисе материи и пространства рассказано в данной главе. Суть нашей позиции в том, что эти объекты по природе своей не имеют самостоятельного бытия: материя и пространство возникают, как побочный эффект деятельности разума микромира. В некотором смысле их можно назвать виртуальными. И тогда мультиверс - это конструкция, странность которой никак не мешает нашему чувству единства и ценности бытия, как ассоциация груды чертежей - с машиной, которую чертежи описывают.
Мультиверс, наверно, можно ассоциировать с множеством культурных сред.
В трактате понятие "дуализм" относится к двойственному описанию жизни: (1) описанию жизни, непосредственно наблюдаемой, (2) описанию жизни, представляемой опорным уровнем (лиц, микролей и т.д., см. 10.1.2), .10.3.14).
Рассмотрим культурную среду субмикролей в составе микроля. Ранее (8.4.2) говорилось о текстах субмикролей двух типов - текстах-действиях и текстах-мотивах, создаваемых супервизором микроля в связи с неуместными поступками микроля. Импульс частицы образуется вниманием среды к текстам-мотивам. Среда микролей принимает во внимание суммы индивидуальных текстов-мотивов субмикролей в составе микроля.
Следует учитывать особенности операции суммирования текстов, а именно, - феномен насыщения сумм (8.4.4."Насыщение"). С разделением коллектива субмикролей на общины появляется разбиение множества текстов на относительно автономные подмножества. Община имеет (независимо от других) свои насыщенные суммы текстов. Их может быть несколько в общине. Каждый насыщенный текст общины (субмикролей) обретает внимание микролей среды, внимание порождает импульс, и сумма таких импульсов образует "импульс общины". Насыщенный текст любой конкретной идеи может быть только один в составе общины.
Рассмотрим культурную среду лиц внутри личности. Кроме царства лиц, в ней имеются избранная община и некоторое число других общин (8.3.5."Община"). Разделение среды на общины порождает разделение личности на особи. Каждой общине соответствует особь. Можно сказать: личность состоит из особей, - в особи живет община лиц. Личность содержит существа - одно разумное и неразумные. Множество неразумных особей является стадом, а разумная особь - субъектом.
Личность, содержащая симбиоз особей, назову симбиотической. Но есть личности, лишенные симбиоза, - несимбиотические. В среде их лиц нет отказников; среда содержит царство и остальные лица, не объединенные в общины.
Важное структурное отличие обычной (симбиотической) личности от несимбиотической заключается в следующем: Субъект симбиоза (разумная особь) является представлением личности, а в несимбиотическом варианте сама личность является субъектом.
Отсутствие отказников в среде лиц свидетельствует об отсутствии злых поступков личности в предшествующем слое. Скорее всего такая личность обитает в царстве.
Быть может, в среде лиц несимбиотической личности окажется достаточное количество помеченных лиц для образования насыщенной суммы текстов-мотивов. Однако личность, обитающая в царстве, не стремится к информативности своего текстового тела, она "выпадает" из сферы рационального внимания среды.
Все вышесказанное относится и к культурным средам в составе лиц, микролей и т.д. В частности, лицо также содержит симбиоз, особи которого возникают в результате разбиения среды микролей на общины микролей.
Волновая функция частицы в нашей интерпретации - это зависимость внимания среды к микролю от положения соответствующей (микролю) частицы в пространстве (8.6.9."Волновая функция").
Микроль расщепляется на особи. В соответствии с этим расщепляется внимание среды микролей. Расщепление обусловлено составной структурой как предмета внимания, так и источника внимания. Особи в составе микроля относятся к разным видам существ, и внимание сосредотачивается внутри поля, образованного особями одного вида. Имеет место расщепление внимания каждого микроля и всей среды микролей на относительно самостоятельные поля внимания, внутри которых параметр импульса особей вида возникает независимо от параметров импульса особей других видов. Эти независимые поля формируют отдельные волновые представления состояний особей в составе микроля.
Для обитателя мезоуровня образ микроля расщепляется на множество автономных организмов, однако расщепление оказывается не полным: остается информация о единстве Ресурса микроля. К ней относится, например, масса микроля. Расщепление поля внимания к микролю влечет появление раздельных значений импульса - для каждой особи свое значение, т.е. описание частицы становится составным, имеет место "суперпозиция описаний". Вместе с тем, и интегральная характеристика микроля (8.6.5) теряет статус универсального показателя. Появляется столько характеристик, сколько особей в симбиозе. Каждая характеристика по-своему меняется со временем, задавая собственную траекторию. Чем больше траекторий проходит через избранную точку и чем больше внимания уделяется особям, тем вероятнее пребывание частицы в данной точке. Эта вероятность и учитывается, когда говорится о местоположении частицы в пространстве, - в частности, когда речь идет о компактности представления среды микролей частицами.
Возможна другая модель волнового пакета, в которой внимание среды микролей к особи микроля расщепляется на гармоники по числу насыщенных текстов-мотивов субмикролей. Но скорее всего оба типа расщепления одновременно имеют место, создавая синтетическую картину пакета.
Вариации поведения культурной среды обусловлены свойствами информационного процесса. Информация - стимул внимания. Текстовое тело (9.1.7) является инструментом привлечения внимания. Пока текст не "прочитан", он остается предметом любознательности; сохраняется информационная неопределенность. По прочтении же неопределенность снимается и внимание уменьшается.
Если живой объект заинтересован во внимании среды, он делает все возможное, чтобы повысить информативность, привлечь к себе интерес. Он меняет свойства своего тела при обмене со средой.
В целом, внимание растет при наличии информативности, а информативность убывает при наличии внимания. Сказанное можно проиллюстрировать математической моделью. Обозначим: A - внимание к особи, I - информативность тела ее. Обозначим также: At, It - соответствующие производные первого порядка, Att - производную второго порядка по времени. Имеем:
At ~ I; It ~ - A; Att ~ - A.
Последнее соотношение представляет собой уравнение колебания. Оно описывает изменение внимания со стороны отдельного наблюдателя среды. Но информационное качество особи, в основном, зависит только от свойств этой особи, и величина A может представлять собой описание совокупного внимания среды.
На рисунке ниже изображена схема личности и культурной среды лиц в составе личности. "Суб" - это сокращение словосочетания "субъект симбиоза в составе лица".
В нижней части схемы показана структура симбиоза личности.
Понятие "община лиц" не совсем корректно. Правильно говорить "община субъектов лиц", ибо община образуется разумными особями. В целом, имеет место следующее:
Завершается тема материализации греха и, в первом приближении, - изложение стартовых идей метафизики. Однако некоторые детали модели следует теперь заново осмыслить с учетом феномена расщепления. К ним относятся понятия "община", "частица", "интегральная характеристика", "компактность". В частности, термин "община лиц" следует читать, как "община субъектов лиц". То же относится к общинам личностей, микролей, субмикролей.
Дальнейший материал содержит развитие изложенных идей. Я убежден, что аппарат математической физики не противоречит им, но, наоборот, найдет в них основание своей применимости.
Дата последней коррекции страницы: 22.04.20