Последействие - главный спутник этического феномена. Иногда полагают, что и добро, и грех в равной мере остаются в памяти мира. Так считают потому, что мы добром не избалованы. На самом деле, добро - это норма отношений, и, как норма, в идеале, оно следа не оставляет. След оставляет грех, порождая пометку в структуре Мирового Ресурса, и все, что связано с этим действием (сохраняющим идею и сложность греховного деяния), относится к механизму материализации.
Существует ряд формально обособившихся дисциплин, претендующих на объяснение первооснов мира - физика, психология, философия и др. Если так разделять знание и искать приоритеты, то я бы назвал, прежде всего, этику. Да, именно этика лежит в основании мироздания. Как это получается, я пытаюсь объяснить на страницах своей метафизики.
Опишу в общих чертах основные события, в которых решается судьба лица личности. Данный подраздел содержит изначальные конструктивно-этические элементы метафизики. Материал подраздела сложился в многократном согласовании многих тем, поэтому его последовательное дедуктивное изложение затруднительно. Я описываю конечный итог этого согласования, а дальнейшее изложение все разъяснит. Уверенность, с которой я рассказываю о невидимых мирах, может показаться чрезмерной, но это всего лишь издержки стиля изложения.
Супервизор не только аттестует, но и прощает.
Разговор о материи начат в подразделе 8.2.4 "Материя и вещество" (и будет продолжен в разделах Текст", "Внимание","Место").
Пометка монады и аттестация идеи - важнейшие понятия, соединяющие рациональное и этическое начала излагаемой метафизики, объясняющие появление материальных структур. Опыт рациональной деятельности, лишенной мотива любви к ближнему, закрепляется и воспроизводится в своеобразной форме.
Действие, направленное на другого индивида, при неуместном поступке мотивируется любовью деятеля лишь к самому себе. Фактически, происходит переключение внимания: из сферы духовной, где ему надлежит быть в идеале, оно привлекается в сферу рациональных идей. Пометка - это своеобразная память нового опыта внимания личности. Пометка лица, привлечение рационального внимания к нему есть элемент материализации.
Иногда говорят: Если материя и возникла помимо Бога, то сам механизм этого возникновения создан Богом. Речь идет о механизме не "грехопадения", а "возникновения материи". Бог как бы создал "канал отвода нечисти", а падший разум творит нечисть, т.е. создавая свободные личности, Бог предусмотрел возможность грехопадения. Но я полагаю, Бог и "канал" не создавал, ибо никак не связан с грехом и злом. Все произошло само собой, вследствие указанной свободы. "Канал" материален, а Бог материю не творил.
Существует крайняя идеалистическая трактовка миропорядка (я ее называю, условно, демонической), утверждающая, что "все от Бога". Например, все явления физики, все открытые и еще не открытые законы науки, - "все от Бога". В таком случае мы должны терпеть и "зло от Бога" (да еще радоваться злу). Полагаю, однако, что "не все от Бога". Мировоззрение, утверждающее первичность мирового сознания, вполне "уживается" с представлением о том, что значительная часть происходящего в мире никакого отношения к Богу не имеет (см. 6.1.6).
Принятие лицом пометки реализуется как некое внушение. К этому моменту личный смысловой геном (4.1.4) лица уже достиг состояния, достаточного для восприятия и понимания прикрепляемой идеи. Пометка может переживаться как доверие, оказываемое высшей инстанцией. Она не является точным аналогом идеи действия в поступке личности; я ее называю "ассоциированной с идеей действия".
С этой ношей лицо, будучи помеченным, переходит в новый слой, где имеет место иная картина: смысловой геном лица пребывает в начальной точке. Прикрепленная идея становится косным циклическим процессом, реализованным на Ресурсе помеченного лица - ведущей идеей лица.
Забегая вперед в теме материализации, отмечу основные этапы этого явления на примере возникновения частицы вещества нашего мира.
Все пункты, за исключением первого, реализуются с участием супервизора. но первый пункт говорит нам о том, что инициатором материализации является не супервизор, а субъект микроля. Субъект мотивирует поступок, супервизор его квалифицирует.
Итак, поступок простой (не злой) неуместности личности инициирует акт пометки лица. Особое внимание в этике мира обращает на себя зло (3.1.2."Поступок"). Злодеяние личности может быть выявлено раскаянием личности и Судом. Если не было раскаяния и "дело дошло до Суда", лицо может быть не допущено в новый слой (утилизировано). Неуместный поступок сопровождается пометкой лица но, помимо этого, раскаяние личности в причиненном зле влечет за собой привлечение (второго) лица из состава согрешившей личности, которое буду называть "отказником". От обычного грешного лица отказник отличается тем, что он безгрешен, обитает в царстве, и ему запрещена эмиграция (в другую культурную среду, в другое царство). Отказник (в новом слое) предстает живым свидетельством раскаяния, ему как бы поручена обязанность помнить обстоятельства совершения греха и раскаяния личности. Можно сказать: отказники - это корни царства, проросшие в ткань падшего мира.
Своеобразие лица-отказника определяется идеей долга (3.1.10."Действие, желание, долг"). Для обычного помеченного лица указанная идея оказывается частью его нравственного императива, но она не постоянна. Мигрируя из одного коллектива в другой, лицо меняет свои этические установки под влиянием учителей. Отказник же не мигрирует, и его нравственный императив остается неизменным.
Период времени исполнения членом царства роли отказника равен длительности слоя. Отказник появляется в новом слое (с начала времени слоя), если было раскаяние личности. Раскаяние должно иметь место до окончания времени слоя, в котором совершилось злодеяние.
Замечание
Я искал термин, который бы заменил слово "отказник", но пока ничего не придумал. С этим понятием ассоциируются посвящение, запрещение и духовное лидерство одновременно.
Некоторые темы метафизики оказались разбросанными по разным местам трактата. Так случилось с общиной - важным объектом падших миров. Сейчас я эту тему начинаю, но еще не раз к ней вернусь (см. 8.7, 9.4, 11.1).
Наблюдаемый мир - есть рябь волнений на поверхности океана нравственных отношений. Одно из наиболее существенных "возмущений" вносит зло - умышленная неуместность. Поступок простой неуместности личности влечет за собой акт назначения лица носителем идеи поступка. Зло же - особое деяние, и все процессы, связанные с ним, имеют особый характер. Зло может повлечь раскаяние. В раскаянии нет непосредственного добра, адресованного личности; в этом его противоречивость. Мы грешим и сами себе создаем заботу. В раскаянии осуществляется концентрация внимания совести, которая одевает поступок зла в ткань переживания, усиливающего значимость и тяжесть поступка.
Появление безгрешного лица-отказника, "обработанное" переживанием раскаяния личности, - как бы выстраданное. Отказник, в отличие от других, является "вечным" жителем культурной среды, и история среды становится зависящей от данного факта, она несет на себе черты характера вечного жителя.
Рассмотрим коллектив лиц в составе личности. Представим себе, что в ней проживает не один, а несколько отказников. Каждый по-своему оригинален и создает окружение, одному ему присущего свойства (11.2.2). Это приводит к разделению коллектива лиц и образованию множества (по числу отказников) малых коллективов. Я их называю общинами.
Община - это совокупность индивидов, объединенных идеологией и традицией. Община имеет полный набор подсистем, благодаря которому организм на ее основе адаптируется к условиям существования в среде обитания (о подсистемах см. 9.1.10).
Община лиц становится базой автономного организма в составе личности. Мы говорим, община является основой отдельного существа (особи). Особь выстроена множеством лиц общины, как человек - множеством клеток. Личность, таким образом, содержит существа двух типов, двух уровней - лиц и особей. Можно сказать: личность содержит особи, а особи состоят из лиц общины.
Среди отказников в составе личности есть избранный отказник. Его община оказывается избранной и становится базой разумной особи - субъекта личности. Каждая из остальных общин образуют базу неразумной особи на Ресурсе личности (подробнее см. 8.7.4."Симбиоз"). С течением времени меняется базовый Ресурс разумного субъекта, избирается другой отказник и община. Тема расщепления культурной среды (на общины) будет продолжена в разделе 8.7."Расщепление среды", тема избранности - в 9.4.5 (подраздел "Избранность").
Падший мир содержит три мира обитания - "наш", средний и тонкий (10.1). И община, в общем случае, делится на три части, размещенные в этих мирах. Община целиком принадлежит одной культурной среде, содержащей фрагменты трех указанных миров (10.1.3).
В среде лиц есть лица, живущие вне общины. Это множество подразделяется на (1) царство лиц и (2) другие. Лица царства - безгрешные (8.7.4).
Лицом-отказником супервизор личности "расплачивается" за проступок личности. В памяти отказника запечатлены обстоятельства отпадения и раскаяния. К ним, в частности, относится смысловой фон поступка.
Жизнь течет в русле восходящего движения, и разные поступки личности совершаются в разном смысловом состоянии. Но почему нужно много отказников - по числу смысловых ситуаций злодеяний, почему бы в одном из них не совместить все раскаяния? Потому что нет абстрактных индивидов, есть разумное воплощение Замысла Творца, и серьезность конкретного раскаяния адекватна серьезности конкретного Замысла. В пирамидальной структуре Ресурса, где верхний уровень содержит большое множество компонент нижнего, воля каждого действия наверху (например, личности) обретает своего живого исполнителя и приемника внизу (например, лица).
В следующем слое, где живет личность, также идет процесс смыслового восхождения. По достижении миром смыслового состояния, в котором в предыдущем слое произошло падение личности, супервизор личности становится прямым учителем отказника, а соответствующая община - избранной. До избрания нового отказника текущая избранность сохраняется.
Опишу некоторые факты, объяснение которых приведено в последующих разделах.
Пометка лица возникает из-за греха личности. Пометку обретает лицо, которое уже грешило, т.е. пребывающее в падшем мире
Пометка порождает следующее:
Грех лица находит отражение в таких же формах 1-3 с пометкой микроля. Общий текст лица образуется совокупностью индивидуальных текстов его микролей. Идея греха лица может не совпадать с идеей пометки лица личностью.
Грешная монада к моменту Суда (к концу времени слоя), в основном, не успевает свой личный геном дорастить до мирового, по причине отхода от гностической последовательности смыслового развития.
В подразделе 3.1.10 "Действие, желание, долг" главы "Сложность" говорилось о трех идеях в поступке личности. Если поступок неуместен, то при аттестации в конце времени слоя идея действия и идея желания обретают текстовые комментарии ("8.4 Текст"). Идея же долга связана с нравственным императивом индивида. Если индивид опирается на мотив вопреки долгу, поступок, вероятно, оказывается неуместным. (Неуместность, в общем случае, имеет признаки, описанные в подразделе 3.1.2 "Поступок".) Главную роль в становлении идеи долга играют духовные учителя, которые встречаются на жизненном пути индивида. Идея долга, таким образом, может варьироваться, следовательно, в квалификации факта простой неуместности есть некоторая неоднозначность. Долг тесно связан с верой.
Процесс становления нравственного долга лица-отказника иной. Злодеяние личности навсегда определяет идею долга отказника, и неоднозначности нет, ибо зло абсолютно по сути и определяется умышленностью нанесения вреда другой личности (7.3 "Добро и зло"). Содержание идеи долга лица-отказника осознается в контексте раскаяния по совершенному злодеянию (9.4.7).
"Память" раскаяния является частью содержания долга. Отступивший знает, что он нарушил, и это "что" становится важным элементом идеи долга. Всякое сознательное исполнение долга как бы инициирует напоминание о совершенном отступлении.
Итак, идея долга лица-отказника включает смысл отступления личности в поступке. Долг связан с раскаянием личности. Без раскаяния отказник не назначается.
Долг индивида зачастую обусловлен идеологией. Он может даже быть проявлен в отрицательных формах экстремизма и фанатизма. Исполнение долга не всегда добродетельно. Как мне представляется, если идея долга противоречит добродетели, то, возможно, предпочтение надо отдавать последней. (О долге см. также подраздел 7.3.1 "Добро и дело".)
Абсолютный Ресурс Любви и Гнозиса дан индивиду при сотворении его монады по Замыслу. Но неуместный поступок разделяет этот Ресурс на две автономные части, выбирая из них нечто "полезное", отметая другое. В одних деяниях личность использует энергию Любви, обретая волю действия, в других, - Гнозис, обретая идею действия. Эгоистическое, расточительное использование Абсолютного Истока влияет на формирование идеи долга лица-отказника. Самым сильным фактором, определяющим полярность идей, является разделение Любви и Гнозиса и приоритетный выбор одного из них.
Так, в злонамеренном деянии личности императив отказника среды лиц навсегда обретает то или иное (рожденное поступком) полярное содержание. При злоупотреблении волей забытым и отстраненным оказывается Гнозис. И тогда идея долга хранит в себе черты устремленности к познанию. При злоупотреблении рациональным знанием забытой и отстраненной оказывается Любовь. И идея долга отказника хранит черты устремленности к живой этике, к любви.
Эти две полярные составляющие императива входят в содержание идеи долга отказника и ассоциируются с понятием метафизического пола. Метафизический пол присущ всем существам падших миров, ибо все они образованы на базе общины лиц, возглавляемой отказником. Имеет место взаимное притяжение разнополых особей. Они испытывают интерес и обращают повышенное внимание друг к другу, в своей противоположности находя то, чего им недостает. Это притяжение есть основа телесной любви.
Физический пол (10.3.4) обусловлен метафизическим.
В Царстве любовь бесполая
В неуместном поступке личности помечается лицо, которое уже грешило (8.3.6). На Ресурсе лица происходит запуск циклического процесса, идея которого называется ведущей идеей лица. Для лица идейная суть процесса не известна и не важна, она "выхолощена". Остается только сам косный циклический процесс, который я так и назвал "косным процессом". Такой пример: Лошадь пашет. С точки зрения человека процесс вспашки является ведущей идеей деятельности лошади. Для лошади - это косный процесс. Лошадь превращена в орудие человека.
Индивид - это, в некотором смысле, вычислительная машина. Сознание индивида управляет ее действиями. Но есть операции, которые индивид выполняет, не осознавая. Совокупность этих операций образует косную суть его, где индивид выступает не как живое существо, а как инертное "железо". Именно таким "железом" он является в процессе исполнения ведущей идеи. Мы говорим: "есть определенная запрограммированная часть его поведения, и он не властен над ней". Ее исполнение не сопровождается комментариями индивида.
Ведущая идея лица возникает по причине неуместного поступка личности. В новом слое она не осознается, как идея в среде лиц, и не имеет этической окраски. Исполнение ее, действительно, похоже на выполнение программы на "железе" компьютера, и этот "косный процесс" является составляющей феномена материализации.
В начале времени слоя (о слоях рассказано в подразделе 3.1.1."Слой" главы "Сложность") происходит рождение и утилизация многих Ресурсных монад. Если бы в мире не было греха, рождение новых личностей (лиц, микролей и т.д.) не потребовалась бы. Если есть грех, следует утилизация одного Ресурса и образование автономии другого. А грешники, допущенные в новый слой, обретают возможность заново нравственно пережить ситуацию, вызвавшую их грехопадение.
Создание супервизором монад осуществляется в начале времени слоя. Фактически, создаются супервизоры подчиненных уровней. Так, супервизор макроличности (9.4.3) создает множество супервизоров личностей, каждый из которых создает множество супервизоров лиц, и т.д. Супервизор личности без культурной среды лиц - это "чистая" личность. Среда лиц внутри личности пополняется лицами - тоже "чистыми" или иммигрировавшими из "реальных" личностей. (О классификации личностей см. 9.4.1.) Таким образом, акт создания личности содержит действия: (1) создание супервизора и (2) иммиграцию лиц. Помимо заново рожденных монад, в новом слое оказывается множество монад, перешедших из старого слоя.
Утилизация - это возврат Ресурса в лоно супервизора. Утилизация имеет место, если совершился злой поступок, в котором личность не раскаялась до конца времени слоя. Автономии Ресурса лишается помеченное лицо (8.3.2).
В конце времени слоя прекращается восхождение мировых смыслов, и происходит "остановка времени". Это явление нельзя определить, как "смерть монад", ибо смерть означает, что мир остается, а индивиды исчезают. В данном случае "исчезает" сам мир. Это не физическое явление, и Суд в конце слоя не есть физическое воздействие на монады. Фактически осуществляется реорганизация Мирового Ресурса.
Дата последней коррекции страницы: 09.05.20