Речь идет о внимании к "телу" живого объекта, в частности, - к "текстовому телу" (см. 9.1.7). Внимание имеет ограниченный ресурс. Внимание микромира порождает физические параметры частиц и метрику пространства-времени.
Общественные отношения складываются вокруг разного вида ресурсов. Ресурс имеет сложную структуру, которая совершенствуется с развитием цивилизации. Есть однако ресурс, суть которого никогда не меняется и который всегда актуален - ресурс внимания культурной среды - совокупное внимание членов среды.
Ресурс внимания не нужно отождествлять с Мировым Ресурсом (см. 8.2.4). Во внимании друг к другу мы находим поддержку и спасение. Оно есть глубинный подсознательный мотив поведения. Оно есть жизнь во всех проявлениях. А избыточный материальный ресурс - лишь инструмент привлечения внимания, и, как таковой, он вполне способен утратить это свое значение (например, хорошему спортсмену рукоплещут, не взирая на состояние его кошелька). Человек обменивается многим - машинами, валютой, марками - но эта игра второстепенная, навеянная моралью, вовсе не необходимая для жизни, обеспеченной минимальным материальным ресурсом. "Продуктом", без которого обойтись невозможно, является внимание.
Внимание - это элемент сознания.
Концепция живого универсума строится на представлении о том, что микроли являются разумными индивидами, и существует культурное пространство "для них". Как оно связано с пространством "для нас"? Мы не видим ни их пространства, ни движения в нем.
Мы вправе говорить о вероятности траектории полета пули (при выстреле по мишени), но нет понятия "вероятность траектории движения микроля". Микроли в своих индивидуальных маневрах начисто отсечены от нас, и мы никогда не узнаем, как они ведут себя в своих апартаментах.
Считается, что в основе взаимодействия физических объектов лежит близкодействие. Однако для разума, помимо близкодействия, существует дальнодействие, которое по силе не уступает первому. Конечно, информация чем-то переносится, но механический эффект переноса ничтожен по сравнение с эффектом воздействия ее на разум.
Близкодействие в обычном пространстве определяет поведение физических объектов. Информация также регулирует жизнь микролей, их поведение обнаруживает обстоятельства, которые выходят за рамки механики движений. Значительную роль в этих обстоятельствах играют какие-то качественные стороны бытия. В предоставляемой миру информации о микроле отражается не то (или не только то), что есть в движении микроля собственно, а (еще и) то, что о микроле знают остальные микроли.
Ресурс внимания присущ всякому коллективу и отражает возможность восприятия информации, поступающей, как извне, так и изнутри коллектива. Много усилий разума тратится на работу с этим ресурсом, и важнейшей задачей разума является привлечение внимания. Общество использует некоторый универсальный феномен, с помощью которого осуществляется это действие, а сам феномен является его основной характеристикой. В человеческом обществе таковым является просто человеческое тело со всеми его материальными "довесками". Мы никогда так на свое тело не смотрим, но стоит об этом задуматься и вспомнить, что разум - бестелесная (точнее надтелесная) стихия. Разум использует тело, но в чем заключена его (тела) главная польза для разума? Главное - привлечь внимание. Другой вопрос, для каких целей? Бывают цели возвышенные, бывают низменные. Тело не всегда представляет собой достойный предмет внимания, но без него, без этого "затравочного" фактора, внимание не обретается вовсе. Поэтому мы предъявляем себя миру вначале в качестве тела, с тем, чтобы начать общение на темы, более важные, чем тело. Тело - это то, без чего внимание к нам просто не возникнет.
Но физическое тело - не единственный возможный инструмент привлечения внимания. Есть еще одно важное свойство культурной среды. В ней внимание может привлечь индивид, обладающий комментариями своих идей. Поэтому, функционально, такое обладание сродни обладанию телом. Комментарии идей являются текстовым телом (9.1.7). Тексты создаются супервизором и самим индивидом. Процесс создания текстов, как правило, отделен от событий, связанных с вниманием окружающей среды. Вариации внимания возникают при существующих текстах. Целью внимания является сам индивид.
Ценности, в целом, подразделяются на духовные и материальные. В соответствии с этим, внимание делится на (1) духовное и (2) остальное. Духовное внимание, в общем, обращено к любви и к Богу, к высшим смыслам. Что касается остального внимания, то я его условно называю "вниманием к идеям" или "рациональным вниманием". Есть существенная особенность внимания данного типа: Это внимание является желанным, его домогаются, оно является индикатором признания и, порой, - стимулом существования. Общество внемлет тому, что признается как ценность.
Смысл действия не совпадает с мотивом действия, поэтому их познание разное, даже независимое. Например, смысл изготовления гайки обусловлен получением ее формы из металла для выполнения функций, имеющих определенную значимость для человека. А мотив обусловлен, в частности, зарплатой рабочего. И внимание к ним разное. В целом, высказывается гипотеза: внимание к комментариям смысла действия не зависит от внимания к комментариям мотива действия.
Буду говорить о внимании к микролю в среде микролей. Векторное представление текстов-мотивов (8.4.2.) задает такое же векторное представление внимания к ним. Строго говоря, текст не отображается вектором. Но внимание микролей к тексту - это энергетическая характеристика (в мире микролей). Она имеет независимые составляющие, и этим своим свойством порождает пространство нашего мира (8.6.7). Составляющие векторного внимания определяются смысловым содержанием составляющих текста, к которому внимание обращено. В утверждении "текст-мотив трехмерен и ориентирован" есть условность.
Внимание представляет собой вектор, составляющие которого обращены к соответствующим составляющим насыщенного общего текста. Полное внимание к микролю равно диагонали 4-мерного параллелепипеда, сторонами которого являются: внимание к общему тексту-действию этого микроля и три составляющие внимания к трем составляющим общего текста-мотива микроля. (Aполн2 = Am2 + Ax2 + Ay2 + Az2 ) Источником внимания к микролю является культурная среда микролей.
Координатные оси 4-мерного пространства соответствуют компонентам текста описания смысла действия и мотива действия (8.4.2."Источники и комментарии" раздела "Текст").
Ранее (8.1.4) было сказано о процедуре порождения наблюдаемого пространства-времени (см. также 8.6.15). Процедура включена в механизм материализации (8.3.3) и определяет, в частности, становление динамических параметров микроля.
Внимание среды микролей привлечено к общим текстам микролей (8.4.3). Возникает вопрос, какой характеристике микроля соответствует общий текст? Предполагаю, что таковой являются масса и импульс. Однако связь с текстами здесь не прямая: тексты являются предметом внимания, а внимание имеет ограниченный ресурс.
Предварительное определение: масса ассоциируется с общим текстом-действием; три компоненты импульса - с тремя общими текстами-мотивами.
Точнее, масса микроля связана с насыщенной (8.4.4) суммой текстов-действий, описывающих идеи действия в поступках этого микроля. Импульс микроля связан с насыщенной суммой (индивидуальных) текстов-мотивов субмикролей, присутствующих в микроле.
Нижеследующее декларирует связь между трансцендентной и наблюдаемой составляющими дуалистического представления о мире.
Имеет место концептуальная идея: Внимание к микролю содержит четыре независимых компоненты: одна - внимание этого микроля к себе (к своим общим текстам-действиям) и три - составляющие внимания членов культурной среды микролей к данному микролю (к его общим текстам-мотивам). Первая компонента задает массу частицы. Поскольку внимание микроля к себе не зависит от состояния среды, параметр массы стабилен. Более того, явление насыщения текстов (см. 8.4.4) делает этот параметр одинаковым для большого множества частиц.
Импульс частицы объективируется суммарным вниманием среды микролей к общим текстам-мотивам микроля. Обозначим компоненты внимания: Ax, Ay, Az, импульса: Px, Py, Pz, длины насыщенных текстов-мотивов условно: Tx, Ty, Tz. Имеет место зависимость: Ax ~ Tx..., Px ~ Ax... Внимание порождает импульс частицы. Координатные составляющие импульса соответствуют составляющим текста (8.4.2).
Энергия частицы задается выражением E2=m2+Px2+Py2+Pz2 (в предположении, что константа скорости света равна единице). Энергия пропорциональна совокупному вниманию, участвующему в становлении массы и импульса. Параметр энергии транслирует внимание разума к идеям. Поскольку ресурс внимания культурной среды постоянен, имеет место закон сохранения наблюдаемой энергии микроля.
Трансформация внимания микролей в импульс мезоуровня - не физическое преобразование, а форма представления процессов микромира в макромире. Энергия и импульс частицы, вообще говоря, зависят от выбора инерциальной системы, а внимание от этого выбора не зависит. Внимание - сущность реальная, энергия-импульс - формальная, расчетная. На эту тему см. 8.6.15 "Главная процедура".
Материальный мир возникает в сочетании двух обстоятельств: (1) в фиксации идей неуместных поступков, (2) во внимании к этим идеям.
Замечание 1
Культурная среда для физики не существует, и если энергию-импульс рассматривать по всей совокупности сред, присутствующих в данной области пространства, то миграция монад, как явление переучета принадлежности среде, не влияет на суммарную величину энергии-импульса этой совокупности.
Замечание 2
Внимание привлекают только насыщенные суммы текстов субмикролей. Любой микроль является носителем некоторого подмножества насыщенных текстов, и сумма внимания к ним образует полное внимание к микролю. Насыщенная сумма текстов описания данной идеи микроля может быть только одна (вследствие ее насыщенности).
Замечание 3
Эрнст Мах сформулировал принцип, согласно которому инертные свойства каждого физического тела определяются всеми остальными физическими телами во вселенной. Мы видим некоторое соответствие процедуры порождения динамических параметров указанному принципу (по крайней мере, в рамках культурной среды).
Замечание 4
Миграция микролей изменяет в культурной среде количество "потребителей" внимания настолько, насколько изменяет количество "источников" внимания, оставляя неизменным среднее ("удельное") внимание к одному микролю.
Надо различать: энергию микроля и энергию частицы. Инварианты первой обуславливают инварианты второй и являются скрытым (от наблюдателя мезоуровня) параметром. Вторая - наблюдаемая физическая характеристика. Процедура порождения наблюдаемых физических свойств "переводит" энергию (внимание) микролей в энергию частиц (8.6.15).
Мировоззрение, признающее первичность сознания, должно исходить из того, что гарант постоянства в мире - не материя, а сознание. Пока есть внимание, есть обусловленный им импульс; исчезает внимание - исчезает импульс.
Мгновенное значение внимания среды является инвариантом среды. Это свойство обусловлено постоянством жизненной первоосновы мира. Бытие невозможно без существования внимания, а его постоянство обеспечивает сохранение энергии-импульса. Этот важный принцип можно сформулировать так: "Пока есть Мировое Сознание - есть жизнь, пока есть жизнь - есть движение".
Внимание микроля не постоянно, оно по разным причинам меняется во времени. Внимание же к микролю (и энергия частицы) есть сумма внимания к нему всей культурной среды. Эта характеристика более стабильна.
Замечание
"Обладание энергией" - выражение не точное. Корректнее выражение "владение вниманием среды". Явление энергии объекта свидетельствует о погружении объекта в среду внемлющей жизни.
Энергию внимания задает Бог, а предмет внимания выбирает живой объект.
Мы говорим "микроль представлен в нашем мире элементарной физической частицей". Смысл здесь почти такой же, как во фразе "посол представляет страну". Разница, однако, есть: Посол - это реальный объект во плоти, а частица, в нашем понимании, - всего лишь идея. Реален микроль, и его реальность инициирует убеждение в реальности частицы (лептона, кварка...). Но частица - лишь фактор наличия у микроля некоторых свойств. Она как бы упрощает его, оставляя наблюдателю мира только эти свойства. Микроль - живой объект, обитающий в каком-то своем (трансцендентном) мире среди себе подобных, с ними он трудится, отдыхает, общается, размышляет, делит радости и заботы. А частица - совершенно безжизненное формальное образование, вобравшее в себя некоторые черты микроля, и демонстрирующее их обособленно в нашем мире.
Почему внимание среды микролей объективирует энергию-импульс в нашем мире? На этот вопрос прямого ответа нет. (Косвенный таков: инварианты микрожизни порождают инварианты физики.) Если мир микролей полагать реальным, то мир частиц оказывается условным, воображаемым. Мало того, наше пространство, время и движение в нем оказываются условными, - микроли не в нем обитают (об этом будет рассказано в следующем разделе). По большому счету, все, что мы видим и чувствуем в этом материальном мире, является лишь представлением иной, первичной реальности. Представление же микроля частицей - есть важнейшая конструктивная деталь дуалистической доктрины.
Замечание
Количество микролей (и частиц) во вселенной конечно. Частица - объект конечной сложности, микроль - бесконечной. Следовательно, видимый мир обладает конечной сложностью, трансцендентный - бесконечной. Бесконечная сложность всякой Ресурсной монады обусловлена сложностью членов ее внутренней культурной среды и сложностью ее внутреннего супервизора.
Я говорил, в основном, о двух видах текста лица - о тексте-мотиве и тексте-действии. Они описывают неуместные поступки личности и создаются супервизором личности в конце времени слоя (при аттестации идеи поступка личности). Но сама деятельность лица инициирует порождение текста. Я его называю собственным текстом лица. Поступок лица есть комментарий некоторого смысла, осуществляемый действием лица. Разберем отличительные свойства этого текста.
Текст-мотив и текст-действие создаются супервизором личности в конце времени слоя, текст как бы "высекается на скрижалях" Ресурса. Собственный же текст создается самим лицом в произвольный момент времени текущего слоя и существует лишь некоторое время.
Насыщенное состояние текста-мотива лиц характеризует импульс особи личности, текста-действия - массу. Оба относятся к поступкам личности. Собственный же текст лица никакого отношения не имеет к указанным двум характеристикам. Лицо своим действием комментирует некоторый смысл, и для этой цели создает явление - "текст". Например, в операции изготовления гайки лицом собственный текст - это сама гайка. Текст-мотив и текст-действие создаются супервизором личности, когда явление (действие над гайкой) этически неуместно.
Рассмотрю два типа внимания среды монад к одной монаде:
Например, текст-мотив субмикроля создается супервизором микроля, что придает тексту статус важного параметра, характеризующего объект. И внимание среды к этому тексту (к сумме индивидуальных текстов-мотивов его субмикролей) не ослабевает.
Но нет постоянства внимания к собственному тексту микроля. Внимание меняется, в частности, при изменении физических свойств микроля (см. 8.7.6).
Собственный текст микроля - продукт микроля. В конце времени слоя поступок судится, и неуместному поступку присваивается текст-мотив и текст-действие. Эти тексты супервизора, оживают в следующем слое (после слоя, в котором возник соответствующий собственный текст.) Такова "отдаленная" связь между текстами. А присущие одновременно одному индивиду собственный текст и текст-мотив, никак причинно не связаны.
Замечание
Здесь сказано о внимании монад некоторого текущего уровня к монадам того же уровня. Монады же подчиненного уровня обнаруживают себя на текущем уровне в процедуре представления, см. 8.5.8
В главе 10 "Миры" будет рассказано о том, что особь монады обитает в одном из четырех миров - в "нашем", среднем, тонком или идеальном. Обитание в первых трех возможно при наличии тела - физического или текстового. Текстовое тело образуется общим текстом-мотивом монады (8.4.6), физическое - компактной совокупностью элементов подчиненного уровня (см. раздел 9.1 "Разум и тело"). Внимание жителей культурной среды к телу монады является частью их рационального внимания.
Текстовым телом обладают монады всех миров, за исключением идеального, а обитатели тонкого мира не имеют физического тела. В частности, таковы микроли, о которых шла речь в текущей главе. Рациональное внимание среды микролей к текстовому телу порождает динамические характеристики энергии-импульса (частицы).
Дата последней коррекции страницы: 16.06.20