Равенство личностей идеального мира
Все сущее есть плод созидания - доброго или греховного. Греховное созидание явило падшие миры (7.6.3), доброе - мир идеальный. Можно сказать, что идеальный мир отличается тем, что внимание его обитателей особое - оно пребывает в духовной сфере.
Идеальный мир представлен в каждой культурной среде (8.2.9) царством (9.1.4). Его обитатели безгрешны. В структуре отношений их отсутствует конкуренция. Материальный ресурс влияет на отношения в нашем и среднем мирах, а ресурс рационального внимания - в нашем, среднем и тонком. Отсутствие рационального внимания у обитателя идеального мира обусловлено отсутствием текстового и физического тел (есть только часть Мирового Ресурса). Он не интересуется атрибутами, которыми сам не обладает. В составе организма личности идеального мира нет грешных лиц и помеченных микролей, т.е. нет формального (10.1.5) вхождения видимого вещества нашего мира в этот организм (чего нельзя сказать об обитателях падших миров).
В идеальном мире имеет место лишь духовное внимание (7.5.3), но и в идеальном мире возможны напряженные коллизии. Там течет своя содержательная жизнь, но она не порождает динамических параметров (8.5.6) Ресурса. У жителей идеального мира нет параметра "массы". А поскольку жители не озабочены внешним вниманием к себе, то не имеют "импульса". Они "физически" не существуют. В частности, идеальный мир микролей не участвует в "генерации" частиц.
Все миры обитания, в той или иной мере, присутствуют в каждой культурной среде. Идеальный мир, как я сказал, представлен царством. Деятельность царства сильно сказывается на поведении среды в целом. Царство лиц задает субъекту личности свойство разумности (9.1.5).
В царстве нет идеологий. Оно подконтрольно непосредственно супервизору среды и не похоже на общину. Жизнь в царстве - только духовная. Смысловое состояние царства и его членов есть смысловое состояние самого супервизора (9.1.4), все смыслы супервизора актуализированы членами царства. Член царства - это несимбиотическая (8.7.4) монада, в которой отсутствуют общины (например, личность царства не содержит общины лиц). Можно сказать: разумность субъекта личности падшего мира обусловлена взаимодействием избранной общины лиц с царством лиц; община является основой организма субъекта, а царство лиц ей "помогает". Разумность же члена царства обусловлена тем, что царство лиц само является организмом субъекта (9.4.1).
Процесс перехода в идеальный мир и из него имеет этические основания (в отличие от перехода между падшими мирами, 10.2.6). В принципе, возможны две причины ухода из идеального мира: (1) неуместные поступки индивида и (2) обретение заинтересованности во внимании среды к телу (желание иметь тело). Последняя причина отражает изменение ценностей индивида. Уход в тонкий мир происходит по достижению устойчивого состояния указанного изменения. Все монады изначально после их сотворения появляются в идеальном мире.
Я различаю два типа существования: в падшем мире (нашем, среднем, тонком) и в идеальном. В падшем мире преобладают ресурсные ценности. В идеальном мире - ценности духовные. Что такое духовная ценность индивида? Если кратко, - это другой индивид, которого он любит. Эта ценность не может быть заменена и восполнена богатством или славой. Тот, у кого ее (этой ценности) нет, по сути, абсолютно беден. Живя в падшем мире, он может это не понимать и не чувствовать.
В идеальном мире для любви тело не требуется, как оно не требуется Богу. Ибо там любовь сродни любви к Богу. Только через осознание любви вне тела можно попытаться осознать истинное содержание этого феномена, понять его значение, как первоосновы, ощутить то, что я называю этической реальностью (1.1.4."Еще об этической реальности"). В нашем мире любовь расцвечена красками земного бытия. Она обретает черты телесной и природной красоты, включает страдание, лишения, рыцарскую отвагу и т.д. Ради любви приходится жертвовать иными благами. Идеальная жизнь индивида в падшем мире возможна, но это подвиг.
У жителей идеального мира нет проблемы жертвы ради любви. Там существование без любви - все равно, что наша жизнь без тела. Только в любви они и наблюдаемы, любовь их высвечивает. Но есть проблема самой любви - в ее глубине и возвышенности переживаний. Эта проблема обостряется именно тогда, когда любовь остается главной, возможно, единственной ценностью, когда все, что с нею связано, очень серьезно. Она (эта проблема) обусловлена уникальностью и разнообразием Замысла, воплощенного в личности. А разнообразие любви есть неизбежное следствие бесконечной сложности и неисчерпаемой тайны Замысла, который играет связующую роль в идеальном мире.
Любовь - максималистка, она обращена к тайне избранного, и эта тайна должна быть прекрасной. Проблема поиска прекрасной возвышенной любви и есть основная вечная проблема обитателя идеального мира. Но индивид в пути и несет в себе вечный стимул обновления и вечный стимул любви.
Тот факт, что общение в идеальном мире телепатическое, существенно влияет на восприятие образа и эстетических свойств индивидов. В некотором смысле это восприятие стерильное, сущностное. В нем характер личности проявлен непосредственно в оценках и суждениях, где главной темой, как обычно, является тема жизни, любви. Они любят любовь, как мы любим блага, и вокруг любви выстраивается то, что мы бы назвали интригой. Там интрига лишена коварства, ибо им любовь больше хочется дарить, чем получать ее в дар; любовь - это "тело" жизни.
Так же, как мы создаем сложные ажурные понятийные системы вокруг денежных отношений, так они многогранно и тонко оперируют понятиями в сфере любви. И это полностью занимает их, ибо очень важно. Гностическое восхождение - главный стержень их совершенства, а универсальный характер его - основа взаимопонимания. Они пребывают на тропе своего Проводника (12.1."Сказка о тропе"), и новые смыслы, как новые грани сложного красочного мира, являются постоянным предметом их обсуждения и познания.
Там свой быт, свои заботы, свои мелочи, своя суета. Все великое и вдохновенное протекает внешне буднично, обыкновенно. Это у нас кумиров носят на руках. Там нечему завидовать, удивляться и восхищаться. Все самое главное доступно каждому - любовь, без которой жизнь невозможна. Но они чувствуют тяжесть, исходящую из других миров. Жизнь в идеальном мире не бездумная, не безответственная. В нем есть свои пределы допустимого, есть опасность отступления и ухода.
В нашем мире овцы едят траву, волки едят овец, человек ест и траву, и овец, убивает волков, поедающих овец. Более того, люди так устраивают свою жизнь, что среди них есть рабы и крепостные, и богатство одних обусловлено эксплуатацией других. С нами живут неразумные существа – растения и животные, и человек покоряет природу.
В идеальном мире этого нет и быть не может. В нем не существует симбиоза субъекта со стадом, ибо нет неразумной жизни (8.7.4."Симбиоз"). Логика этического максимализма диктует нам следующие принципы совершенства и равенства личностей идеального мира:
Личности могут отличаться друг от друга Замыслом Творца. Это различие обуславливает притягательное свойство их тайны, гармоническое единство и устойчивость сообщества. Это различие "врожденное". Помимо него есть временные, текущие различия. Например - в составе культурных сред лиц, в истории перемещений и т.д. Временным является различие знаний и информированности. Личности идеального мира можно уподобить граням правильного многогранника. Грани все равны, но ориентированы по-разному.
Пространство нашего мира воспринимается как реальность и как идея. Как реальность мы его воспринимаем, благодаря физическим процессам. Как идея мы представляем его и время метрическим вместилищем. Важнейшим аспектом нашего понятия пространства является его единственность; пространство объемлет все, что есть во вселенной.
В идеальном же мире нет всеобъемлющего пространства. Там у каждого индивида свой круг ближних, и только этот круг определяет пространство субъекта. В нем пребывают лишь некоторые субъекты, образующие окружение индивида. Пространство субъекта - это не геометрический образ, а собирательный. Состав окружения и степень близости меняются в зависимости от "величины" духовного внимания индивида, уделяемого членам окружения. Если кто-то не оказывается во внимании индивида, он как бы для него не существует.
Я уже говорил, что рациональное внимание ценится как ресурс. Стремление обрести внимание сопровождается борьбой "за аудиторию". Духовное же внимание обусловлено духовной жаждой индивида; оно не зависит от внимания аудитории. Поэтому круг общения здесь более избирательный, он и определяет пространство субъекта.
В состав пространств разных субъектов могут входить общие объекты, что обуславливает связность идеального мира. Среди них центральное место занимает супервизор культурной среды. Он подобен Солнцу на небе, где еще есть звезды личностей, входящих в состав данного окружения.
Замечание
Субъективность феномена пространства не мешает признанию объективного бытия большого мира.
Индивид идеального мира ощущает время только во взаимодействии с ближним, в любовном и смысловом (гностическом) общении. Вне общения, вне духовного внимания времени нет, и нет самого существования. Гностическая последовательность смыслов и есть время. Смыслы оживают в общении.
Сказанное относится не только к индивиду, но и к супервизору. Вне общения супервизор (Бог) не пребывает. Поэтому Он создает себе Собеседника - автономии Мирового Ресурса. И нет в истории вселенной такого периода, когда бы Бог был, а вселенной не существовало. Супервизор и индивид идеального мира живут вне нашего времени - в своем индивидуальном времени любви и гнозиса. Они всегда в общении с близкими.
Жизнь в идеальном мире не проще и не сложнее нашей, она совсем иная. Первичная классификация поступков была дана в подразделе 3.1.2."Поступок" главы "Сложность". Здесь она та же самая, но интерес представляет сам поступок. Главным фактором, вокруг которого "заверчена" интрига отношений в идеальном мире, является любовь, и конечно, грехи индивидов связаны с исчезновением любви. Но ведь отсутствие взаимности - не всегда грех. Мы бы хотели, чтобы наш предмет любви любил нас, но мы не вправе требовать этого. Ценность представляет наша собственная любовь. Если те, кого мы любим, нас разлюбили, - это трагедия, но не проступок.
Итак, разлюбить - не грех. Что же является грехом в обществе, где правит только любовь? Мой ответ: это когда кто-то пытается заставить полюбить, обращая любовь в волю, а волю в насилие. Если такое совершается умышленно, то это зло, если неумышленно - простая неуместность.
В идеальном мире все нюансы поведения обусловлены наличием множества оригинальных личностей. Духовный прогресс сопровождается совершенством добродетельных отношений с учетом этой оригинальности. Мышлению необходимо разнообразие окружающей действительности, и как находит оно его в материи и делах нашего мира, так - в духовной жизни мира идеального.
Понять нам эту идеальную жизнь не удастся по-настоящему, так, чтобы можно было вникнуть, прочувствовать ее. Скорее всего, так и должно быть. Ведь они живут, как Бог, а жизнь Бога нашему разумению не доступна. Мы можем указать на какие-то вероятные факты, но ощутить синтез их мы не сможем. Некоторое понимание их быта можно воссоздать на отрицании нашего быта (как на запрещающих заповедях воссоздается образ поведения праведника), но все же хотелось бы понять их жизнь в красках позитивных описаний. Там есть нечто значительное, разумное, чего мы понять и назвать не в состоянии. А может быть, есть и понятное, например, - музыка, звучащая в мировом Ресурсе. Любовь в идеальном мире знает возвышенный смысл.
Замечание
Есть важное отличие Мирового Ресурса от материального. Мировой Ресурс иерархически распределен между монадами всех уровней, образуя Ресурсную плоть этих монад. Не существует Ресурс, не принадлежащий плоти какой-либо монады. Но есть "бесхозный" материальный ресурс, никому не принадлежащий, который стремятся "захватить" многие особи монад (на Земле материальный ресурс - это природные богатства). Вокруг Мирового Ресурса борьбы нет. И нет борьбы за ресурс в идеальном мире.
Этическое мышление - это особый способ восприятия, описания и объяснения бытия. В основном, это мышление крайне идеалистического содержания, но даже не все идеалисты его придерживаются. В этическом мышлении имеет место презумпция ценностей качества перед ценностями количества. Обычная диалектика, говоря о переходе количества в качество, имеет в виду постепенное накопление количественных изменений, приводящих к скачкообразному появлению нового качества. В этическом мышлении внимание уделяется показателям качества, инициирующим возникновение количественных феноменов.
Сказанное относится к этическому мышлению вообще, но мы говорим об идеальном мире, которому это мышление присуще, где нет развитой "чувствительности" к количеству. Там нечего измерять, поскольку нет материи, а (телепатическое) общение протекает через субстанцию Мирового Ресурса с использованием, вероятно, лишь дискретных отношений, типа "да - нет", "быть - не быть", "можно - нельзя" и т.д. Энергия любви тратится щедро, полно, без остатка, без экономии. Нет необходимости что-либо суммировать.
Отсутствие количественных критериев не является свидетельством примитивности бытия, но - свидетельством высокой значимости этических факторов, которые, в общем, неизмеримы. Идеальное бытие насыщено тонким разнообразием атрибутов жизни. Нет ничего одинакового, повторяющегося. Математика - абстрактное искусство. Практическая ценность натуральных чисел обуславливается, вероятно, их нумерологическим содержанием (и, подозреваю, нет реальной необходимости в "больших числах"). Всякая упорядоченность - смысловая.
В нашем мире самая яркая суммируемая сущность природы - энергия-импульс. Ее аддитивность порождает, например, феномен инерциальной системы (суммируемости смещений и "углов поворота" в пространстве Минковского). Мера - конструктивная деталь рационального вывода, элемент идеи. В идеальном мире опорой вывода является гностическая последовательность смыслов Мирового Генома (4.1.4). Этическое мышление стремится различать только этический аспект происходящего. Поскольку каждое действие энергетически максимально, нет мелочей, нет расщепления внимания, есть полная отдача в любви.
Этическое мышление в идеальном мире сочетается с нравственным поведением, которое предотвращает процесс материализации (8.3.3). Там нет основания для расцвета науки (науки - в нашем понимании). Но Мировой Ресурс, как первооснова всего, богаче, сложнее, содержательнее материи - это сознание. Разум непосредственно оперирует категориями сознания, т.е. проблемы познания, нравственности, любви являются предметом мышления, и эта умственная деятельность не уступает по глубине, возвышенности и красоте научной деятельности человека.
Экскурс в область идеального полезен постольку, поскольку мы без идеального разумно жить не можем. Я говорю не об идеализированных объектах (точка, фигура...), а об идеальном в поведении, о нравственном, о предельной устремленности к высокому, об одухотворенности. Идеальное мы чувствуем и познаем, но не формулируем. Мы формулируем реальное. Реальное же для нас чаще всего выступает как помеха идеальному.
Помеху мы либо обходим, либо преодолеваем. (озеро можно обойти, реку надо переплыть). Эти два способа жизни радикально отличают обитание разума в идеальном мире и в падшем. В идеальном - помеха локальная. Для ее обхода достаточно жить по этическим установкам, жить в любви. В падшем мире помеха пребывает в самой сути, в естестве бытия, в его телесных началах, в ее конечных сроках. Ее надо преодолевать, и тогда идеальное пробивает толщу реального, образуя в ней красочный узор. Но его вязь наполнена возвышенным трагизмом. Жизнь в падшем мире - вечная интрига и борьба. Здесь во всем и всему есть предел.
Конечно, истинность всякого убеждения проверяется практикой. Идеальное нам дано в ощущении, и вера в его истинность также проверяется практикой. Но практика бывает разная. Можно пощупать предмет и убедиться, что он есть, а можно поверить в его присутствие по признакам, которые требуют "домысливания", "дорисовки", т.е. требуют участия мышления, логики. Логика - полноправный инструмент практики, и если для нее очевидно существование предмета, глупо этим пренебрегать.
Если миром правит только смерть, то нет места идеальному. Но мы ведь знаем, что идеальное есть, мы его ощущаем. Значит есть бессмертие. Это ощущение и это убеждение вселяют в нас бодрость. Да, все временно, но и страдания наши временны, а мы вечны. И смерть несет страданиям конец. Все проходит, все бренное вымывается временем, а серебро идеального остается.
Человеку идеальный мир не может нравиться - прежде всего, из-за своей нематериальности. Невозможность реализовать свою деятельность в материи, в веществе, отталкивает нас от него. Мы не понимаем, как можно жить иначе, чем мы живем - видя, слыша, осязая, обоняя. Что это за идеальный мир, если в нем нет райской земной природы - нет лесов, зеленых лугов, рек и морей, теплого лета, красавицы зимы. Этого нет, но есть нечто новое, непривычное, неожиданное - таинственное разнообразие поведения. Жизнь в идеальном мире - это в чистом виде одно лишь общение, и все творчество обитателей идеального мира сосредоточено на поведении. Возможно ли вообще такое разнообразие общения, которое не уступает разнообразию материальной деятельности? Видимо, да. Ведь наивысшая сложность созидания и наивысший накал страстей достигаются именно в поведении.
Идеальный мир не прячется за крепостными стенами, но проникновение в него защищено этой необычностью и таинственностью.
Дата последней коррекции страницы: 15.05.20